DOI: 10.22455/978-5-9208-0607-9
ISBN: 978-5-9208-0607-9
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Предсимволизм — лики и отражения / под ред. Е.А. Тахо-Годи. — М.: ИМЛИ РАН, 2020. — 542 с. Вклейка 16 п.
Отв. редактор: Тахо-Годи Е.А.

О редакторе

Елена Аркадьевна Тахо-Годи — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, 1) Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, 2) государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия; заведующий отделом, 3) Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева», Арбат, д. 33, 119002 г. Москва, Россия.

Аннотация

Коллективная монография посвящена одной из наименее изученных страниц в истории русской литературы XIX столетия — предсимволизму. В книге предлагаются два варианта подхода к исследованию предсимволизма как самостоятельного явления: «узкий» — рассмотрение литературной ситуации эпохи «безвременья» 1870–1880-х годов, и «широкий» — понимание предсимволизма как особого направления в русской культуре, ставшего «мостом», связующим романтизм и символизм. Среди обсуждаемых в коллективной монографии проблем следующие: предсимволизм – модернизм – теория и индивидуальные практики; предсимволизм как феномен русской и европейской культуры; предсимволизм – предшественники и наследники; религиозные и философские аспекты творчества предсимволистов; прозаическое наследие поэтов-предсимволистов; поэтика А.К. Толстого, А.А. Фета, С.Я. Надсона, К.К. Случевского, Вл.С. Соловьева, А.А. Голенищева-Кутузова и др.; рецепция творчества предсимволистов в литературе и критике символистов (Андрей Белый, Федор Сологуб) и постсимволистов (Игорь Северянин, Е. Замятин). В книге впервые вводятся в научный оборот архивные материалы из эпистолярного и литературного наследия Вл. Соловьева, И.Ф. Анненского, А.Л. Волынского и др.

Книга может быть рекомендована филологам, философам, культурологам, а также всем интересующимся развитием русской культуры XIX – первой половины XX столетия.  

В оформлении обложки использована картина Сергея Соломко (1867–1928) «Мария Лебедь Белая».

СОДЕРЖАНИЕ

Ключевые слова: русская литература, предсимволизм, поэтика, архивные материалы