DOI: 10.22455/978-5-9208-0604-8
ISBN: 978-5-9208-0604-8
Год выпуска / Year: 2019

PDF

Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология / отв. ред. Е.Е. Дмитриева. — М.: ИМЛИ РАН, 2019. — 288 с. — (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 1).
Автор: Богданова О.А.
Ключевые слова: Русская литература XIX–XXI вв., усадебный топос, «усадебный миф», усадебная культура, усадебно-дачная тема
DOI: 10.22455/978-5-9208-0614-7
ISBN: 978-5-9208-0614-7
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: литература и история / отв. ред. Ю.А. Азаров. — М.: ИМЛИ РАН, 2020.— 688 с.
Редакторы: Азаров Ю.А. , Дядичев В.Н. , Трубилова Е.М.
Отв. редактор: Азаров Ю.А.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, русская литература, мировая литература, архивные материалы.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-322-330
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Графова Е.О. Эпоха модерна (ар-нуво) в литературно-художественном осмыслении Мориса Метерлинка в контексте садов Хэнбери, Лигурия
Автор: Графова Е.О.

Об авторе:

Елена Олеговна Графова (Москва, Россия) — аспирант, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

ORCID ID: 0000-0002-5890-864X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Сад — важнейший элемент «усадебного топоса». Идея садов Лигурии, созданных меценатами Дэниелом и Томасом Хэнбэри и ландшафтным дизайнером, ботаником и садовым архитектором Людовиком Винтером, заключается в том, чтобы собрать растения со всего света и дать им новое «прочтение» в садах «прекрасной эпохи». Это идея о путешествиях, о внимании к растениям, цветам, семена которых могут быть собраны в разных частях света (в Японии, Китае, Австралии, на Африканском континенте, в Северной и Южной Америке), это идея красоты, многообразия в простом и сложном. Образ цветка как уникаль- ного создания, чья жизнь преисполнена великого смысла — движения навстречу солнечному свету несмотря на препятствия, стоящие на его пути, — один из самых важных символов эпохи модерна. Красота цветка, который тянется к свету, — ключевая идея в сборнике эссе «Разум цветов» (1907) Мориса Метерлинка.

Ключевые слова: стиль ар-нуво (модерн), естествознание, ботаника, искусство, лепидоптерология, энтомология, сады XIX–XX вв., цветок.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-313-321
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Шолохова А.С. Топос и хронос английской усадьбы начала XX в. в литературе и кинематографе: роман Kадзуо Исигуро “The Remains of the Day” и фильм Джеймса Айвори
Автор: Шолохова А. С.

Об авторе:

Анна Сергеевна Шолохова (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.

ORCID ID: 0000-0002-2325-9619.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В английской классической литературе особое место занимает жанр романа о фамильной усадьбе (Stately-house novel), в котором поместье имеет ключевое значение в образной структуре произведения. Мир английской усадьбы рассматривается здесь как многоплановый текст, предельно насыщенный культурными знаками. Одним из образцов типично британской аристократической прозы можно считать роман японца Кадзуо Исигуро «Остаток дня» (“The Remains of the Day”). Повествователь и главный герой романа — дворецкий Стивенс, служащий в большом английском поместье Дарлингтон-холл. Фамильный дом рассматривается героем как символ порядка и гармонии и вместе с тем олицетворяет постепенно уходящий в прошлое, навсегда утраченный идеальный мир. В 1993 г. режиссер Джеймс Айвори снял по роману Исигуро фильм, с особой точностью создавая зрительные образы английского поместья на экране. Вымышленный Дарлингтон-холл представляет собой сочетание сразу нескольких фамильных усадеб, расположенных на юго-западе Англии. Роман Кадзуо Исигуро и фильм Джеймса Айвори — это воспоминания об ушедшей эпохе Англии, закончившейся вместе со Второй мировой войной.

Ключевые слова: К. Исигуро, Дж. Айвори, «Остаток дня», английское поместье, усадьба, психологический роман.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-298-312
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Велигорский Г.А. “Houses are alive. No?” Образ «ожившего» дома в английской литературе конца XIX — начала XX в.
Автор: Велигорский Г.А.

Об авторе:

Георгий Александрович Велигорский — кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории «Rossica: русская литература в мировом художественном контексте» Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.

ORCID ID: 0000-0003-4316-4630.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В рамках данной статьи мы расскажем о необычном мотиве, возни- кающем в викторианской и эдвардианской литературе Англии, — «ожившего» усадебного дома. Косвенно восходящий к готической литературе и наследовав- шей ей «литературе ужаса» (где дом может ожить в буквальном смысле, став вредоносным, пугающим и даже смертельно опасным для обитателя), он, однако, развивается в совершенно ином ключе. Призраки, населяющие комнаты такого особняка, оказываются хранителями доброй и светлой памяти, «притаившейся радости»; воплощенным минувшим, которое обитает в зыбком, невидимом глазу мире. Призраки эти имеют множество ипостасей: порой они оказываются лишь плодом воображения жильца, а иногда — действительным полтергейстом, но не пугающим, а оберегающим и хранящим («Дом с привидениями» В. Вулф). Дру- гим проявлением этого мотива может быть непосредственно оживающий дом, когда герой различает стук его сердца (как это происходит в романе Э.М. Форстера «Говардз-Энд») или же слышит шепот голосов в колеблемых ветром занавесях. Совмещение этих двух мотивов (полтергейста и «ожившего» дома) также встречается в творчестве модернистов: В. Вулф, Дж. Дэвидсона и др. Особый интерес представляет образ «ожившего» усадебного дома в детской литературе (роман Ф. Пирс «Полуночный сад Тома»).

Ключевые слова: литература модернизма, «усадебный топос», В. Вулф, Э.М. Фор- стер, Ф. Пирс, дом с привидениями, genius loci
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-288-297
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Щукин В.Г. «Демократическая усадьба» в роли «культурного гнезда» эпохи модернизма. Пример Польши
Автор: Щукин В. Г.

Об авторе:

Василий Георгиевич Щукин  (г. Краков, Польша) — доктор гуманитарных наук, профессор. Место работы — Ягеллонский университет, должность — ординарный профессор.

ORCID ID: 0000–0001–9083–6780.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье описан феномен так называемой «демократической усадь- бы», взявшей на себя функцию «культурного гнезда». Демократичность, в соответствии с русской традицией, восходящей к дискурсу интеллигенции XIX в., отождествляется с плебейским, разночинным происхождением обитателей усадьбы. Указанная проблема рассматривается на материале художественной культуры Кракова конца XIX — начала ХХ в. В эпоху модернизма, на волне неоромантического увлечения проблемами национального духа и «органичного» быта простонародья, в Западной Галиции, являвшейся одной из провинций Австро-Венгрии, появились такие формы усадебного быта, которые можно назвать исключительными, уникальными на фоне иных проявлений демократизации усадьбы. Краковские художники, а затем поэты и драматурги, открыв для себя красоту села Малое Броновице, расположенного неподалеку от Кракова, и пленившись народными костюмами и красотой деревенских девушек, один за другим женились на них и переселялись в деревенские избы, в то же время преображая последние в настоящие «культурные гнезда». Одна из таких свадеб — поэта Люциана Рыделя и дочери сельского старосты Ядвиги Миколайчик — вдохновила выдающегося художника и драматурга Станислава Выспяньского на создание самой известной национальной драмы эпохи модернизма — пьесы «Свадьба» (1901). В этом произведении среди прочего изображена трагедия взаимного непонимания народа и интеллигенции, препятствующая польскому национальному возрождению и в конечном счете восстановлению независимости страны. Автор статьи стремится доказать, что «демократическая усадьба» служила не только необходимому опрощению образованного слоя общества, но и привнесению высокой, по сути дела столичной культуры в быт и сознание низших слоев населения Польши.

Ключевые слова: усадьба, «культурное гнездо», Польша, Краков, Малое Броно- вице, эпоха модернизма, Выспяньский, элитарность, демократизм, столичность.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-272-287
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Щеголева Л.И. Византийские представления о небесном царстве и семиотика усадьбы в новогреческой и русской литературе XVIII–XX вв.
Автор: Щеголева Л. И.

Об авторе

Людмила Игоревна Щеголева (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН.

ORCID ID: 0000-0002-3990-2058.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье анализируются произведения византийской, новогреческой и русской литературы конца XVIII — первой половины XX в., принадлежащие к общему культурному пространству единого восточнохристианского мира: «Житие Василия Нового», «Досуги Филофея» Николая Маврокордатоса, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Вишневый сад» А.П. Чехова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Выявляется, что во всех произведениях сюжетное пространство делится на два архетипических локуса: «город» (Константинополь / Москва / Петербург / Париж) и «сад» (райский сад / городская усадьба / загородная усадьба). Показано, что локус «город» соотносится с такими концептами, как «зло», «беззаконие», «опасность», «несвобода», «агрессия / членовредительство / убийство», «грех», «обман / предательство / вероломство», а локус «сад» — с концептами «добро», «законность», «безопасность», «свобода», «любовь / дружба / доброжелательность», «добродетель». Установлено, что в каждом из произведений можно выделить единый набор обобщенных неизменяемых признаков, восходящих к единому архетипическому коду. Делается вывод о том, что ряд ключевых характеристик русской усадьбы XVIII — начала XX в. можно генетически сопоставить с греко-византийскими источниками.

Ключевые слова: «усадебный текст», византийская агиография, новогреческая литература, русская литература, XVIII–XX вв.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-255-270
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Шром Н.И., Ведель А.В. «Взморцы на штранде»: дачный сюжет между идиллией и иронией
Автор: Ведель А. В., Шром Н. И.

Об авторах:

Наталья Ивановна Шром (Рига, Латвия) — ассоциированный профессор Отделения русистики и славистики факультета гуманитарных наук Латвийского университета, доктор филологии.

ORCID ID: 0000-0002-9872-6285.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Анастасия Викторовна Ведель (Рига, Латвия) — ведущий эксперт факультета гуманитарных наук Латвийского университета, доктор филологии.

ORCID ID: 0000-0001-9408-0352.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Материалом для исследования дачной темы в русской и латышской литературе Латвии послужили многочисленные публикации в латвийской периодике 1920–1930-х гг. — в газетах «Вечернее время», «Сегодня», «Сегодня вечером», в журналах «Для вас», «Svari» [«Весы» (латв.)], а также материалы из архива Рижского театра русской драмы. Исследуемые тексты Гусляра/Созерца- теля (Л. Короля-Пурашевича), Лери (В. Клопотовского), Лентяя (П. Пильского), Кури-Бери (Арвидса Валдманиса) и др. рассмотрены как особый «дачный сюжет» со следующими репрезентантами: характерным для мифосюжетов хронотопом — циклическим временем и пространством культурного промежутка (между природой и культурой, городом и сельской местностью); особой событийностью, восходящей к первособытиям мифа или событиям большой истории и литературы; повторяющимися сюжетными ситуациями и конфликтами (сюжетами удачи/ неудачи). По отношению к феномену дача на Рижском взморье уточнены такие формирующие эту культурную парадигму оппозиции, как мифическое — карнавальное, идиллическое — ироническое, женское — мужское, взрослое — детское. Привлеченный к исследованию латышский материал позволяет оспорить концепт дачи только как неповторимо русского явления.

Ключевые слова: художественная периодика Латвии 1920–1930-х гг., «дачный топос», дачный сюжет, сюжет удачи, сюжет неудачи, миф, карнавал.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-246-254
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Осьминина Е.А. Образ дачи в произведениях И.С. Шмелева и В.А. Никифорова-Волгина
Автор: Осьминина Е. А.

Об авторе:

Елена Анатольевна Осьминина (Москва, Россия) — доктор филологических наук, профессор кафедры мировой культуры, профессор кафедры коммуникационных технологий, Московский государственный лингвистический университет.

ORCID ID: 0000-0003-4990-7220.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье анализируется образ дачи в четырех очерках (1925–1935) В.А. Никифорова-Волгина и в эпопее «Солнце мертвых» (1923) И.С. Шмелева. В очерках описаны дачи у Нарвского залива. Их заброшенность — знак того, что прежняя русская жизнь, быт уходят из современной Эстонии. В эпопее изображены дачи «Профессорского уголка» под Алуштой, разоренные в результате красного террора в Крыму. Образ одушевляется, судьба дачи связывается с судьбой ее владельца. Разорение обобщается до вселенских размеров, становится знаком победы Хаоса над Космосом.

Ключевые слова: дача, Шмелев, Никифоров-Волгин, традиция, литература Русского зарубежья.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-235-245
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Степанова Н.С. Концепт «усадьба» в автобиографической прозе В.В. Набокова
Автор: Степанова Н. С.

Об авторе:

Надежда Сергеевна Степанова  (Курск, Россия) — доктор филологических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, заведующая кафедрой русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан.

ORCID ID: 0000-0001-6834-5361.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли и степени участия русской дворянской усадьбы как уклада, строя, образа жизни в формировании личности на материале автобиографической прозы В.В. Набокова. В художественном пространстве текстов писателя мир русской усадьбы предстал как один из ключевых символов России, как утраченная ценность и неотъемлемая часть русской культуры, литературы, философии, истории, необходимая для самоидентификации, самопознания и самосохранения.

Ключевые слова: В.В. Набоков, «Другие берега», усадьба, концепт, автобиографическая проза, литература русского зарубежья первой волны, семья, детство, русская душа.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-225-234
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Пак Н.И. Усадьба в тетралогии Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба»
Автор: Пак Н. И.

Об авторе:

Надежда Идюновна Пак (Обнинск, Россия) — доктор филологических наук, научный сотрудник, Музей истории г. Обнинска.

ORCID: 0000-0002-2044-5862.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье рассмотрено место и значение усадебного мира в художественно-композиционном содержании тетралогии Б.К. Зайцева «Путешествие Глеба» и в авторской концепции бытия. Рассмотрены некоторые элементы «усадебного мифа», нашедшие отражение в тетралогии. Отмечено своеобразие восприятия героем природного окружения как красоты Божьего мира. Особое внимание уделено топосу «усадебной любви»: ироничному освещению романтической любви и онтологическому характеру материнской и сыновней любви, в плане выражения соотнесенной с богородичными иконами.

Ключевые слова: усадебный мир, «усадебный топос», повествователь, сакральное пространство, рай, семья, дом, сад, древо жизни.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-210-224
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Демидова О.Р. Когда история повторяется: «усадьбы» Михаила Осоргина
Автор: Демидова О. Р.

Об авторе:

Ольга Ростиславовна Демидова (Санкт-Петербург, Россия) — кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, кафедра философии.

ORCID ID: 0000-0003-2281-4059.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Статья основана на нескольких мемуарно-автобиографических про- изведениях М.А. Осоргина, созданных в России и в эмиграции в периоды исто- рических катастроф 1917–1940-х гг., и его письмах 1940–1942 гг. А.А. Полякову, написанных в последние годы жизни из маленького французского городка Шабри в так называемой «свободной зоне» Франции в годы немецкой оккупации. Сопоставительное прочтение указанных текстов, развернутое в процедурах семиотического и герменевтического анализа, позволяет реконструировать «усадебную» феноменологическую парадигму и эволюцию «усадебного топоса» (от собственно усадьбы к вилле, «маленькому домику», даче и крестьянской избе) в жизненной философии и творчестве Осоргина, осознававшего «усадьбу» как единственно возможное в эпоху исторических катаклизмов «пространство экзистенции», позволявшее уйти из мира внешнего в мир внутренний.

Ключевые слова: усадьба, вилла, (маленький) домик, хибарка, воспоминания, эволюция, пространство, время, катастрофа, жизненная философия.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-198-209
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Разумовская А.Г. «Завещанная яблоневая жизнь» в эпоху социальных катастроф: усадебный сад в прозе Л.Ф. Зурова
Автор: Разумовская А. Г.

Об авторе:

Аида Геннадьевна Разумовская (Псков, Россия) — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы, Псковский государственный университет (ПсковГУ).

ORCID ID: 0000-0001-7289-0629.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье прослеживается изображение усадьбы, главным образом усадебного сада, в творчестве Л.Ф. Зурова: повести «Кадет», романах «Древ- ний путь» и «Поле», рассказах из сборника «Марьянка». Внимание автора было сфокусировано на переломной эпохе революций и войн, на фоне которых раскрывается многозначность функций усадебного сада. Несмотря на конкретность описаний, он всегда предстает в экзистенциальной проекции. С одной стороны, сад подвергается насильственному разрушению, с другой — оттеняет состояние души героев, доказывая неразрывную связь дерева и человека. В работе объясняется также отбор писателем деревьев, населяющих сад (яблоня, липа, ель, ольха и др.). Но главное — образ усадебного сада у Зурова имеет онтологическую окраску: в нем соединяются преходящее и вечное, сохраняется семантика вечной жизни и красоты, теплится надежда на возрождение утраченного рая.

Ключевые слова: Л.Ф. Зуров, усадебный сад, Эдем, «Кадет», «Древний путь», «Поле», сборник «Марьянка».
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-187-197
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Пращерук Н.В. Усадебный мир в прозе И.А. Бунина: от «Суходола» к «Странствиям» и «Жизни Арсеньева»
Автор: Пращерук Н. В.

Об авторе:

Наталья Викторовна Пращерук  (Екатеринбург, Россия) — доктор филологических наук, профессор, кафедра русской и зарубежной литературы, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

ORCID ID: 0000-0003-4407-5293.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Аннотация

Образ усадьбы — один из ключевых в бунинской картине русского мира, явленной читателю произведениями художника разных лет. Исследуется, как этот образ в творчестве И.А. Бунина изменяется, подвергается — в зависимости от времени, в которое он пишется, — корректировке и даже трансформации. В роковой привязанности героев к усадьбе («Суходол»), которая сродни культу, а также с помощью виртуозной поэтики сюрреальности, создающей картину, когда «сны порой сильнее всякой яви», воплощена прогностическая историософская и культурологическая концепция писателя. В произведениях начала эмигрантского периода драматизм культурологического прочтения сменяется трагизмом апокалипсического видения («Именины»). В 1930–1940-е гг. («Странствия», «Жизнь Арсеньева» и др.) начинается этап «возвращения» русской усадьбы во вневременное пространство культуры. Она, как и весь русский мир отныне, явлена в лике «не временном и искаженном, а вечном, метафизически просветленном». Наряду со сквозными для всей прозы Бунина трансформациями образа усадьбы, в каждом отдельном произведении писателя усадебный мир органически увязан с его конкретной концепцией и потому обогащается новыми смысловыми акцентами и нюансами.

Ключевые слова: проза, Бунин, усадебный мир, трансформация, поэтика, историософия, культура, метафизика, пространство.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-170-186
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Дмитриева Е.Е. Грасс Бунина: воскрешение русской усадебной жизни в нерусском пространстве
Автор: Дмитриева Е.Е.

Об авторе:

Екатерина Евгеньевна Дмитриева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0001-9692-8329.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Статья посвящена истории реконструирования усадебной жизни И.А. Буниным, который поселяется в эмиграции на юге Франции в приморском городе Грассе и, снимая последовательно три виллы («Мон-Флери», «Бельведер» и «Жанетт»), создает на них — при, казалось бы, явно не благоприятствующих тому условиях — некое подобие русской усадебной жизни. Основной вопрос, который ставится в статье: как подобное одновременно материальное и ментальное воскрешение прошлого связано с особенностью Бунина, о которой вспоминали многие знавшие его современники, а именно с его острой восприимчивостью к текучести и необратимости времени, потребностью найти возможный прорыв в причинно-следственной цепи событий.

Ключевые слова: усадьба, вилла, И.А. Бунин, Грасс, вилла «Мон-Флери», вилла «Бельведер», вилла «Жанетт», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»