Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-160-169
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Михаленко Н.В. Образ усадьбы в литературно-художественных журналах русской эмиграции первой волны («Жар-Птица» и «Перезвоны»)
Автор: Михаленко Н. В.

Об авторе:

Наталья Владимировна Михаленко (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН.

ORCID ID: 0000-0001-6200-6211.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Образ дореволюционной усадьбы в журналах русского зарубежья «Жар-Птица» (1921–1926) и «Перезвоны» (1925–1929) полифоничен и интермедиален: он создается с помощью репродукций художественных картин на усадебную тему (С.Ю. Судейкина, К.А. Сомова — в «Жар-Птице», С.Ю. Жуковского и С.А. Виноградова — в «Перезвонах»), статей об особенностях усадебного быта и об уникальных поместьях прошлого (Н.И. Мишеева «Старинные усадьбы» в «Перезвонах»), в рассказах и стихах, связанных с «усадебным топосом» (Саши Чер- ного «Весна на Крестовском», И.А. Бунина «Молодость», К.Д. Бальмонта «На волчьей шубе» и др. в журнале «Жар-Птица»). «Энциклопедия усадебной жизни» создана в поэме Саши Чёрного «Дом над Великой (Картины из русской жизни)» в журнале «Перезвоны». Образ усадьбы в эмигрантских журналах овеян мифами, питается идиллическими воспоминаниями об утраченной родине. Жизнь в гармонии с природой, организация быта и повседневного времяпрепровождения как произведения искусства, культурное и духовное развитие человека — это, с одной стороны, недостижимый ностальгический идеал для эмигрантов, с другой — животворящая память, объединяющая русских за рубежом.

Ключевые слова: помещичья усадьба, «усадебный текст», журналы русского зарубежья, журнал «Жар-Птица», журнал «Перезвоны», Саша Чёрный, И.А. Бунин, Н.И. Мишеев, К.Д. Бальмонт, С.Ю. Жуковский, С.А. Виноградов, С.Ю. Судейкин.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-144-159
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Шоре Э. Усадьба в миниатюре: Максим Горький во Фрайбурге-Гюнтерcталь
Автор: Шоре Э.

Об авторе:

Элизабет Шоре (Фрайбург, Германия) — профессор университета им. Альберта-Людвига города Фрайбург, Dr. h.c. и Prof. h.c. в области филологии.

ORCID ID: 0000-0002-5064-0140.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Дискурсивная конструкция Горького как «пролетарского писателя» и «отца соцреализма» часто пересекается с его реальной биографией, что в течение многих лет приводило его к особой форме эмиграции. Одним из мест пребывания Горького за границей стал немецкий университетский город Фрайбург, а точнее, маленькая деревушка Гюнтерсталь недалеко от Фрайбурга, где Горький жил с июня по ноябрь 1923 г. и где его образ жизни можно структурно сравнить с традицией жизни в усадьбе. Основные ее приметы: (1) иерархичность усадебного бытия, (2) типичная для усадебного быта форма общежития, определяемая длительным пребыванием гостей, которые становятся почти что членами семьи, (3) особые формы общения, проявляющиеся в ярко выраженной культуре письма, (4) особый опыт освоения сельской местности, которая воспринимается как желанный и потому идиллический паллиатив жизни городской, что позволяет говорить о гетеротопии (М. Фуко). Но в то же время усадебная жизнь принципиально отличается от окружающей ее «сельской жизни» крестьянства и близлежащих деревень; по отношению к ним усадьба также являет собой гетеротопию.

Ключевые слова: типология усадебной жизни, М. Горький, русская эмиграция в Германии, Фрайбург в Брайсгау, культурный трансфер.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-128-142
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Мари Э. У истоков «дачного топоса»: заметки на полях незавершенного труда Ю.М. Лотмана
Автор: Мари Эмилио

Об авторе:

Эмилио Мари (Италия) — PhD в области литературы, лингвистики и сравнительного литературоведения, преподаватель русского языка и литературы в университете г. Витербо, а также в Университете международных исследований в Риме, где с 2019 г. работает младшим научным сотрудником.

ORCID: 0000-0002-1249-6141.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В 1991 г., за два года до смерти, Ю.М. Лотман по приглашению «Пушкинского фонда» начал работу над трехтомной историей русского дворянства на примере бытовой (повседневной) жизни семьи Дурново. Если второй том вышел посмертно в 1996 г., то единственное свидетельство, оставшееся от третьего тома, — вступительный фрагмент «Камень и трава». Несмотря на краткость и незавершенность, этот текст заслуживает внимания, потому что в нем сделан акцент на важнейшем для дореволюционной русской культуры разрыве двойственной структуры русского общества (дворяне–крестьяне) и появлении третьего класса — городской мелкой буржуазии. Лотман, как и А.П. Чехов до него, прослеживает этот переход, фокусируясь на изменениях, произошедших в загородных дворянских усадьбах: их постепенном разрушении, прогрессирующей «демократизации» и превращении в дачи. Опираясь на разнородные источники, от высокой поэзии до массовой литературы, Лотман составил записки, поражающие остротой взгляда в будущее. Их изучение в свете последующей 25-летней дискуссии по вопросам культуры и антропологии проясняет истоки ряда современных практик и явлений, таких как массовый туризм, изменения во вкусах и утверждение китча, ослабление некогда «сильных» культурных и гносеологических категорий («свое — чужое», «здесь — там»).

Ключевые слова: Ю.М. Лотман, усадьба, дача, быт, литература, массовая культура, социальная история, культурная антропология, урбанизм.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-115-127
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Черкашина М.В. Усадьба Петровско-Разумовское в российской истории и литературе XIX–XX вв.
Автор: Черкашина М. В.

Об авторе:

Маргарита Вадимовна Черкашина (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, Французский университетский колледж МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель.

ORCID ID: 0000-0002-1081-381X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Статья рассматривает историю подмосковного имения Петров- ско-Разумовское, принадлежавшего знатнейшим и богатейшим родам России: Шуйским, Нарышкиным, Разумовским, а в 1860 г. купленного для учреждения Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. В 1869 г. она печально прославилась как место действия трагедии, легшей в основу романа Ф.М. Достоевского «Бесы». Но литературная жизнь его этим далеко не исчерпывается.

Ключевые слова: Петровско-Разумовское, Петровская (Тимирязевская) академия, Ф.М. Достоевский «Бесы», В.Г. Короленко, А.В. Чаянов.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-99-114
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Дискаччиати О. Возвращение в усадьбу как повторяющийся мотив в творчестве И.А. Бунина и Б.А. Пильняка
Автор: Дискаччиати О.

Об авторе:

Орнелла Дискаччиати (Италия) — профессор кафедры русского языка и литературы в Университете Бергамо и член докторской коллегии германистики и славистики в Римском университете La Sapienza, лауреат премии Фонда Ельцина и Министерства культуры РФ за перевод романа А.П. Платонова «Чевенгур» (2015). В 2018 г. итальянским Министерством культуры и туризма награждена Специальной пожизненной премией за особый вклад в распространение русской культуры в Италии.

ORCID ID: 0000-0002-3880-9118.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Задача настоящей работы — исследовать два сложных для понимания произведения — роман «Жизнь Арсеньева» и повесть «Красное дерево», написанных русскими писателями-современниками — И.А. Буниным и Б.А. Пильняком — в одну и ту же эпоху в разных историко-культурных контекстах. С целью создания инвариантной модели «усадебного топоса» в русской литературе на рубеже 1920–1930-х гг. предпринята попытка выявить его устойчивые национально-специфические характеристики в творчестве русского эмигранта первой волны Бунина, с одной стороны, и советского писателя Пильняка — с другой. Сделан вывод о том, что, несмотря на различия между авторами, создававшими свои произведения в диаметрально противоположной политической обстановке, для обоих сельская помещичья усадьба является социокультурным пространством, включающим в себя не только государственную историю России, но и летопись частной жизни ее обитателей, квинтэссенцию их сущности и залог будущего развития.

Ключевые слова: «усадебный текст», русская литература советского периода, И.А. Бунин, Б.А. Пильняк, ризома.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-85-98
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Сафронова Е.Ю. «Село Степанчиково и его обитатели» и «Набег на Барсуковку»: пародийно-сатирический модус в изображении усадьбы у Ф.М. Достоевского и М.А. Кузмина
Автор: Сафронова Е. Ю.

Об авторе:

Елена Юрьевна Сафронова (Барнаул, Россия) — кандидат филологических наук, доцент Алтайского государственного университета.

ORCID ID: 0000-0002-0335-9890.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье исследуется динамика комического изображения «усадебного топоса» в русской литературе с середины XIX по начало XX в. В качестве материала рассмотрены роман Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» (1859) и рассказ М.А. Кузмина «Набег на Барсуковку» (1914). Показано, что уже в период зрелого творчества Достоевского в русской литературе сложились узнаваемые штампы так называемой усадебной повести, которые автор «Села Степанчикова» пародирует в сатирическом ключе. В Серебряном веке, когда создавал свой рассказ Кузмин, складывался пассеистический идеал Золотого века русской «усадебной культуры» с его возвышенно-эстетизированным обликом, который снижается автором начала XX в. в юмористическом ключе. Таким образом, критика крайностей и перекосов «усадебной культуры» в произведении Достоевского носила более серьезный и радикальный, преимущественно социально-психологический характер по сравнению с ее отрицанием рядом писателей рубежа XIX–XX вв. с точки зрения «панэстетизма» Серебряного века.

Ключевые слова: «усадебный топос», «усадебный текст», усадебная повесть, усадебный роман, штамп, сатирический модус, юмористический модус, Ф.М. Достоевский, М.А. Кузмин.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-72-84
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Володина Н.В. Библиотека как элемент «усадебной культуры» в творчестве русских писателей второй половины XIX — начала XX в.: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, И.А. Бунин
Автор: Володина Н. В.

Об авторе:

Наталья Владимировна Володина (Череповец, Россия) — доктор филологических наук, профессор, Череповецкий государственный университет.

ORCID ID: 0000-0001-9928-3765.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Описание усадебной библиотеки в произведениях русских писателей XIX в., выполняя сюжетную и характерологическую функцию в изображении героев, одновременно приобретает символический смысл как олицетворение культурной памяти нации и рода. Предметом анализа в данной статье являются произведения И.С. Тургенева («Фауст»), И.А. Гончарова («Обрыв»), И.А. Буни- на («Антоновские яблоки», «Грамматика любви»). В повести Тургенева «Фауст» книга из библиотеки главного героя — трагедия И.В. Гёте, — ее совместное чтение персонажами пробуждает их чувства, помогает осознать самих себя, но в конечном итоге приводит к драматическому финалу. В романе Гончарова «Обрыв» библиотека Бориса Райского, отношение к ней героев произведения является од- ной из ценностных характеристик персонажей, а также поводом для обсуждения ими роли памяти, сохраненной в традиции мировой литературы, актуальности смыслов, которые она в себе содержит. В рассказах Бунина «Антоновские яблоки» и «Грамматика любви» библиотека, как и сама усадьба, становится выражением ностальгии по уходящей в прошлое культуре.

Ключевые слова: усадебная библиотека, русская литература XIX в., сюжетная роль, характерологическая роль, символическая функция.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-56-71
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Брумфилд У. “Et in Arcadia ego”: усадьба как нравственное пространство в русской литературе XIX–XX вв.
Автор: Брумфилд У. К.

Об авторе:

Уильям Крафт Брумфилд — профессор Тулейнского университета (Луизиана, США), PhD в области филологии, историк русской культуры, фотограф, краевед, защитник памятников архитектуры, автор книг и статей о проблемах сохранения архитектуры Русского Севера. В октябре 2019 г. указом Президента РФ награжден Орденом дружбы.

ORCID ID: 0000-0001-8886-664X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Латинская фраза «Et in Arcadia ego» (с картины Никола́ Пуссе- на) интерпретируется и как нахождение человека в идиллическом месте, и как присутствие смерти в том же пространстве. Эта неоднозначная трактовка рассмотрена в статье применительно к русской сельской помещичьей усадьбе как месту нравственного конфликта в произведениях В.А. Слепцова «Трудное время» и И.С. Тургенева «Отцы и дети». Для его понимания важно как место- положение усадьбы на лоне природы, так и ее социокультурный статус в России XIX — начала XX в., сопряженный с темой социальной справедливости. В статье доказывается, что важная функция русской помещичьей усадьбы как литературного топоса — это создание нравственного пространства (moralis locus), в рамках которого ставятся и обсуждаются глубинные экзистенциальные вопросы. Замкнутое, приближенное к природе, театрализованное пространство усадьбы — идеальное место не только для идейного столкновения оппонентов, но и для оценки их личностей перед лицом окружающей природной стихии. Последняя, как составляющая «усадебного топоса», наводит на мысль о связи персонажей (и писателя) с романтизмом XIX в., в котором основополагающим мотивом стало превознесение гармонического единства человека и природы. В то же время близость к природе как к плодородной, питающей человеческую жизнь земле поставила усадьбу в центр запутанных социально-экономических проблем, связанных с положением русского крестьянства до и после отмены крепостничества в 1861 г.

Ключевые слова: «усадебный текст», moralis locus, Аркадия, романтизм, идиллическое, природа, земля, нравственный конфликт, идеология, И.С. Тургенев, В.А. Слепцов, А.П. Чехов, А.И. Солженицын.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-42-55
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Карпенко Л.Б. Образ усадьбы в реминисцентном дискурсе
Автор: Карпенко Л.Б.

Об авторе:

Людмила Борисовна Карпенко (Самара, Россия) — доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и массовой коммуникации, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева.

ORCID ID: 0000-0002-8432-1164.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Статья посвящена анализу образа усадьбы в реминисцентном дискурсе. Показано, что концептуальное ядро понятия сохранилось от древнейшей эпохи: усадьба — это обособленное, сокровенное место, обитель. Данному значению соответствует образ усадьбы в воспоминаниях русских авторов XIX и рубежа XIX–XX вв. Рассматриваются примеры, образующие реминисцентный текст, позволяющий проследить актуализируемые авторами смысловые доминанты: преобразование образа усадьбы с течением времени, изменение представлений о порядке вещей в мире, разрушение образа обители.

Ключевые слова: усадьба, реминисцентный дискурс, образ, обитель, смысловые доминанты, преобразование.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-26-41
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Летягин Л. Н. Судьба усадебного наследия
Автор: Летягин Л. Н.

Об авторе:

Лев Николаевич Летягин (Санкт-Петербург, Россия) —кандидат филологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой эстетики и этики РГПУ им. А.И. Герцена.

ORCID ID: 0000-0001-8169-390X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Неклассические периоды в осмыслении исторических феноменов нередко позволяют выявить наиболее существенные черты исследуемых явлений. Пост-усадебная эпоха стала временем постижения действительного масштаба культуры дворянской усадьбы, ее особой роли как значимой части национального наследия. Поместный быт представляется актуальным в единстве форм материальной деятельности просвещенного владельца и его духовного опыта. Однако «усадебный словарь» в его энциклопедической полноте не способен представить усадебную повседневность как сферу жизнетворчества, выявить грани взаимодействия текстовой и внетекстовой реальности. Основной задачей изучения русской усадьбы, актуально обозначившейся на современном этапе исследований, можно считать контекстуальный подход, ориентированный на раскрытие системы внутренних сценариев, сохраняющих свой образный строй в произведениях русской литературной классики.

Ключевые слова: «усадебный текст», историческая память, ценностный ретроспективизм, усадебный тезаурус, жизнетворчество.
Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: 10.22455/978-5-9208-0623-9-18-24
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Богданова О. А. Кладовая культурной памяти
Автор: Богданова О.А.

Об авторе: 

Ольга Алимовна Богданова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0001-7004-498X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В предисловии раскрывается концептуальная основа коллективной монографии «Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм» — второго выпуска научной книжной серии «Русская усадьба в мировом контексте», а также дается обзор тематики и проблематики содержащихся в нем статей. Намеча- ются перспективные направления дальнейшей работы в рамках серии.

Ключевые слова: серия «Русская усадьба в мировом контексте», второй выпуск, Россия и Европа, диахрония, русская эмиграция, усадьбы в литературе европейских стран.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-519-538
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Андреева В.Г. Свойства и признаки эпопеи в трех романах Л.Н. Толстого
Автор: Андреева В.Г.

Об авторе:

Валерия Геннадьевна Андреева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069, г. Москва, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4558-3153

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Аннотация

Автор статьи поднимает вопрос генетического родства русского романа второй половины XIX в. с эпопеей, отмечает, что именно в масштабе эпопейного мировидения заключается глобальная цель, которую ставили перед собой русские писатели, рассуждая о необходимости всеобщего охвата и понимания бытия, прозрения Божественных законов. В статье доказывается, что одной из особенностей эпического романа стал поворот к народному мировоззрению, однако при этом русские писатели смогли создать художественный мир, в котором не умаляется значение личности. Роман-эпопея «Война и мир» открыл многим современникам Толстого возможность создания эпического романа на материале новой и новейшей отечественной истории и современной жизни. Автором анализируются признаки, присутствующие в «Войне и мире» и эпических романах Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение»: соотношение личного и общего, особая целостность и тотальность художественного мира, объективность повествования, широкий охват событий, прецедентная картина мира и пр. Все поступки героев в эпическом романе оцениваются не только с позиции конкретного времени, но и с позиции вечности, с точки зрения религиозного сознания.

Ключевые слова: Толстой, эпопея, эпический роман, эпопейные признаки, жанр, человек и мир, прецедентная картина мира.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-493-518
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Щербакова М.И. Дополнения к атрибуции архивных документов Отдела рукописей Российской государственной библиотеки
Автор: Щербакова М.И.

Об авторе:

Марина Ивановна Щербакова — доктор филологических наук, профессор, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

Аннотация

Вопрос о значении атрибуции для установления истории создания рукописных документов рассмотрен в статье на примерах копии рабочей записки свт. Феофана (Говорова) «Оговорки в книге “Православные поклонники в Иерусалиме”» (1858) из архива Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; сделанного А.Н. Муравьевым перевода греческого письма архимандрита Иоасафа (1851), настоятеля Лавры Саввы Освященного в Палестине; писем казначеи Борисо-Глебского Аносина монастыря монахини Леониды (Обуховой) к архиепископу Леониду (Краснопевкову) и к его старшей сестре монахине Леониде (Ушаковой), а также писем к архиепископу Леониду двух Нафанаилов: архимандрита Нафанаила (Нектарова) и архиепископа Нафанаила (Савченко). В существующую атрибуцию названных документов внесены поправки, уточнения и важные дополнения на основании результатов предпринятых исследований. В статье продемонстрированы разнообразные приемы атрибуции: анализ содержания источника, его культурно исторических признаков, стилистических особенностей, упоминаний исторических событий, реалий жизни, известных персон. Выявлена тесная связь атрибуции с датировкой архивного документа, во многих случаях помогающей установить как автора, так и адресата источника. Убедительно аргументирована практическая востребованность результатов атрибуции.

Ключевые слова: ОР РГБ, свт. Феофан (Говоров), Леонид (Краснопевков), Леонида (Обухова), эпистолярий, источниковедение, атрибуция, датировка
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-480-492
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Генералова Н.П. Из комментариев к «Ранним годам моей жизни» А.А. Фета
Автор: Генералова Н.П.

Об авторе:

Наталья Петровна Генералова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В работе анализируется текст воспоминаний Фета о ранних годах его жизни. Автор статьи выявляет людей, имевших огромное влияние на поэта в детстве (мать, дядя), рассуждает о роли в его становлении рукописной поэтической тетради, с которой началось знакомство Фета с произведениями Пушкина. Рассказывается история семьи Борисовых, ставшей родственной Фету, после смерти сестры и ее мужа заботившемуся о племяннике. Обращаясь к упомянутому старым слугой Фета слову «Цецария», автор статьи представляет увлекательное расследование и делает вывод о месте службы отца и дяди А.А. Фета — служили они в Восточной Пруссии. Изучая детали воспоминаний об учебе поэта, автор демонстрирует отношение Фета и его отца к грамотности народа, показывает роль священников в процессе обучения крестьян. Рассматривая в описаниях Фета помещичьей жизни «счет по биркам» как своеобразную форму фиксации имущественных отношений, автор статьи проводит интересные параллели фактов из народной жизни, отмеченных поэтом.

Ключевые слова: Фет, Шеншины, детство, автобиография, мемуары, история становления поэта, Пушкин.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-465-479
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Крутова М.С. Сведения об изучении древних славянских памятников письменности в середине XIX в. в переписке С.Н. Палаузова и А.Е. Викторова
Автор: Крутова М.С.

Об авторе:

Марина Семеновна Крутова — доктор филологических наук, главный палеограф, Российская государственная библиотека, ул. Воздвиженка, д. 3/5, 119019, г. Москва, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Письма 1869–1872 гг. известного деятеля болгарского Возрождения Спиридона Николаевича Палаузова к выдающемуся исследователю и собирателю рукописных книг Алексею Егоровичу Викторову, хранящиеся в Отделе рукописей РГБ, впервые публикуются в полном объеме. Ценность этих эпистолярных документов для русской и славянской литературы XIX в. заключается в том, что они содержат малоизвестные сведения по истории исследования, атрибуции и публикации таких рукописных памятников, как «Житие и Похвала святой мученице Филофии», «Похвальное слово Евфимия Тырновского» Григория Цамблака, Служба Феодосия Тырновского, сочинения Климента епископа Словенского и болгарского царя Симеона, Великие Минеи Четии митрополита Макария Московского и др. Во вступительной статье дается краткая характеристика писем. Текст эпистолярных документов снабжен историко-литературным и реальным комментарием.

Ключевые слова: история русской и славянской литературы, деятели Болгарского Возрождения XIX в., Палаузов Спиридон Николаевич, Викторов Алексей Егорович.