Сборник: Документально-художественная литература в России XVIII–XIX вв.
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0680-2-382-390
Год выпуска: 2022

PDF

Акимова М.С. «Весь день стоит как бы хрустальный»: о возможном источнике знаменитого эпитета Ф.И. Тютчева // Документально-художественная литература в России XVIII–XIX вв. / отв. ред. В.М. Гуминский. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 382–390. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0680-2-382-390
Автор: Акимова М.С.

Об авторе:

Мария Сергеевна Акимова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, ГБУК г. Москвы «Музей Зеленограда», ул. Гоголя, 11В, 124575 Зеленоград, г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6051-3949 

Аннотация:

В статье изложена версия появления знаменитого образа Ф.И. Тютчева «хрустальный день» в стихотворении «Есть в осени первоначальной» (1857). Опираясь на творческий метод Тютчева (работа в дороге, значительное влияние «внешних» впечатлений на поэтический мир), воспоминания окружения и другие факторы, автор приходит к выводу о том, что на рождение эпитета «хрустальный» мог повлиять находящийся в относительной близости от имения Тютчевых Овстуг Преображенский храм с хрустальным интерьером (1855).

Ключевые слова: Тютчев, Овстуг, хрустальный, прототип, русская литература XIX в., художественный образ, литературное краеведение.