Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-36-47
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Романова Г.И. От антиидиллии к «поэме запустения»: традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в «усадебном тексте» начала ХХ в.
Автор: Романова Г.И.

Об авторе

Галина Ивановна Романова  (Москва, Россия) — доктор филологических наук, Московский городской педагогический университет, профессор кафедры русской литературы.

ORCID ID: 0000-0002-6173-2411.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

На основании тематической близости и сходства ряда формальных черт (хронотоп дворянского гнезда, изображение негативных сторон усадебной жизни, ослабление причинно-следственных связей между сюжетными событи- ями, система персонажей, скрепленных родственными узами, но разъединенных духовно, особенности организации речи) сопоставлены жанровые трансфор- мации в последнем романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» (1889) и в цикле рассказов И.А. Бунина «Чернозем» (1903). Сближает их также и тема возврата на родину — мысленное обращение к прошлому, т. е. в пошехон- ское детство у Салтыкова-Щедрина, на дорогу в родовую усадьбу — у Бунина. В обоих произведениях воплощен устойчивый конфликт, не находящий оконча- тельного разрешения. Характерное для сатиры резкое отрицание наличного состояния действи- тельности предполагает существование идеала, который у Салтыков-Щедрина и Бунина предстает как идиллическая картина мира. По отношению к нему изобра- жение усадебной жизни и в «Пошехонской старине», и в «Черноземе» — антии- диллическое: здесь все наоборот и противоречит идиллическим преставлениям о мирной жизни в согласии с природой. В рассказе Бунина эта особенность прояв- ляется в обращении к жанру «поэмы запустения».

Ключевые слова: М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина», И.А. Бунин, «Чернозем», «Золотое дно», дворянская усадьба, жанр антиидиллии, «поэма за- пустения».