Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-78-91
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Михайлова М.В. Расхожее и новаторское в изображении усадебного мира (судьбы женщин-дворянок в творчестве О. Ольнем)
Отв. редактор: Михайлова М.В.

Об авторе

Мария Викторовна Михайлова (Москва, Россия) — доктор филологических наук, профессор, кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, филологический ф-т, МГУ им. М.В. Ломоносова.

ORCID ID: 0000-0001-8193-6588.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье впервые дается характеристика образов женщин-дворянок в текстах писательницы В.Н. Цеховской, писавшей под псевдонимом О. Ольнем. Рассказ «Тихий угол» (1902) интерпретируется как прогностическое предвиде ние писательницы о неминуемой смене «хозяев» усадьбы. Появление новых вла делиц не приносит обновления усадебному миру, а демонстрирует его скорую гибель. В повести «Династия» (1910) смерть жены владельца усадьбы, которой он немало способствовал, символизирует хрупкость существования «усадебно го локуса», исчезновения из него жизненной силы, олицетворяемой женщиной. Повесть «Трясина» (середина 1910-х гг.) уже впрямую говорит о невозможности сохранить былую гармонию усадебного существования. Здесь усадьба становит ся местом ссылки и последнего упокоения для женщины. И только сквозь дымку воспоминаний усадьба в рассказе «Радость (Из дамского дневника)» (1904) пред стает как место, где возможно хотя бы временное согласие и взаимопонимание.

Ключевые слова: «усадебный локус», О. Ольнем (В.Н. Цеховская), эволюция твор- чества, исторический пессимизм, социокультурные роли