Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-92-103
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Астащенко Е.В. Неорусский стиль «усадебных» текстов Николая Русова и Веры Жуковской
Автор: Астащенко Е.В.

Об авторе

Елена Васильевна Астащенко (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, преподаватель НИУ «Московский государственный строительный институт».

ORCID ID: 0000-0002-0509-1365.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Николай Русов и Вера Жуковская, несмотря на их дарования и об разование, словно обречены на присутствие на периферии литературы и жизни (Русов — незаконный потомок князей Урусовых, а Жуковская — псевдоним Мику линой-Подревской, в юности выступившей под фамилией знаменитого дяди-авиа конструктора, а затем, возможно втайне, ставшей его невесткой). Отчасти именно столь шаткое положение авторов придает их «усадебным» текстам зыбкость, ирре альность, но, с другой стороны, стиль модерн, доминирующий в начале XX в., т. е. как раз в период творчества Русова и Жуковской, развеял в искусстве вообще, вклю чая доселе незыблемую архитектуру, бытовое в бытийном, а порой — и в иллю зорном. Родная усадьба утрачивает былую надежность, но обретает сновиденное измерение, где возможно слияние воды и огня, ночи и утра, западного и восточного, святого и демонического. В таком изображении усадьбы нельзя не увидеть главной приметы неорусского стиля, явившегося одним из преломлений модерна.

Ключевые слова: Русов, Жуковская, неорусский стиль, модерн, ирреализм, «уса- дебный текст»