Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-162-173
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Акимова М.С. Звуковой мир русской усадьбы в лирике рубежа XIX–XX вв.
Автор: Акимова М.С.

Об авторе:

Мария Сергеевна Акимова (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН); старший научный сотрудник, ГБУК г. Москвы «Музей Зеленограда».

ORCID ID: 0000-0001-6051-3949.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье отмечена актуальность системного, целостного исследова ния поэтики русской литературы Серебряного века, все более необходимого по мере удаления этой эпохи от современного читателя. Характерные для культуры рубежа XIX–XX вв. черты: «антропологический поворот», «расширение худо жественной впечатлительности», по-новому понятый психологизм, лирическое освоение опыта телесности — обусловили появление в художественных произве дениях обширного пласта сенсорной поэтической образности, отражающей опыт индивидуального ощущения жизни. На материале русской поэзии конца XIX — начала XX в. анализируется звуковой мир русской усадьбы, поэтика ее звукового пространства. Показано, как звуковое разнообразие постепенно сменяется молча нием или новыми звуками — тревожными, предвещающими гибель усадьбы как части старого мира. Прослежены механизмы передачи звукового «психофизио логического пространства», приемы репрезентации невербального языка, в том числе особенности звукописи. Делается попытка проследить внутренние реак ции, которые вызывает у лирического героя тот или иной звук, и в субъективных интерпретациях ряда поэтов выявить «акустический инвариант» «усадебной» поэзии Серебряного века в его исторической динамике.

Ключевые слова: звук, звуковые образы, русская усадьба, поэзия, Серебряный век