Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-186-205
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Кузнецова Е.В. Поэтосфера и мифопоэтика усадьбы в драматической поэме А.А. Блока «Песня судьбы»
Автор: Кузнецова Е.В.

Об авторе:

Екатерина Валентиновна Кузнецова  (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН.

ORCID ID: 0000-0001-6045-2162.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Как отмечено исследователями, «Песня судьбы» аккумулирует мучительные раздумья А.А. Блока о судьбе России и о своей личной судьбе, связанной с прошлым, настоящим и будущим родины. Помимо затронутых в ней идейных проблем, поэма интересна попыткой уйти от конкретики исторических и национально-культурных реалий посредством их символизации, совмещения планов быта и бытия. Белый дом с садом на холме, в котором начинается дей ствие пьесы и возвращение в который подразумевается в конце, вбирает в себя важнейшие черты России как культурно-природного и духовного пространства. Миру усадьбы противостоит пространство современного города и большой мир русских просторов. Однако усадьба для Блока такая же Россия. Поэтому Елена, хранительница усадьбы, и Фаина, персонализация мировой стихии, являются двумя частями одного целого, как бы проекцией идеальной России. Сюжет «Песни судьбы», по мысли Д.М. Магомедовой, И.С. Приходько и др., является художественной реализацией гностического мифа о пленной Софии, Душе мира. Наложение на гностический миф в «Песне судьбы» всей сложившейся в русской литературе XIX в. поэтосферы усадьбы приводит к созданию авторского мифа о России, преображению поэтосферы в мифопоэтику.

Ключевые слова: «усадебный текст», «усадебный миф», поэтосфера, мифопоэти- ка, текст-миф, «усадебный хронотоп»