Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-218-227
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Строганов М.В. Неодолимость пространства: усадьба в драматургии А.П. Чехова
Автор: Строганов М.В.

Об авторе

Михаил Викторович Строганов (Тверь, Россия) — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук; профессор кафедры общего и славянского искусствознания, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Москва).

ORCID ID: 0000-0002-7618-7436.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Характерный сюжет в драматургии А.П. Чехова связан с ощущением трагизма провинциальной жизни, и положительные герои писателя рвутся из усадьбы, которая под его пером начинает восприниматься как часть русской провинции. Герои в драмах Чехова делятся на коренных жителей усадьбы (автохтонов) и ее транзитных посетителей, возвращающихся туда, откуда они приехали. Оппозиция автохтон / транзитный реализует архетипические отношения странствователя и домоседа, которые являлись этически равновесными фигурами в русской литературе первой половины XIX в. Однако у Чехова, изображавшего историко-культурную ситуацию в России рубежа XIX–XX вв., транзитные герои становятся менее привлекательными, чем автохтоны. Полагая, что в современных ему условиях разрушения «усадебной культуры» полноценно жить в усадьбе на постоянной основе нельзя, Чехов тем не менее поселял там наиболее симпатичных своих героев. Вырываясь из усадьбы, они спасали свои жизни, но делали это ценой предательства семейных святынь и измены возвышенным идеалам.

Ключевые слова: усадьба, дача, поместье, А.П. Чехов, драма, автохтон, транзитный герой.