Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-228-238
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Андрущенко Е.А. «Красуйся, тихая Осуга…»: своеобразие «усадебного топоса» в пьесе Д.С. Мережковского «Романтики»
Автор: Андрущенко Е.А.

Об авторе

Елена Анатольевна Андрущенко — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Пьеса Д.С. Мережковского «Романтики» (1917) не часто привлекает внимание исследователей, хотя она интересна как попытка актуализации богатого материала из истории семьи Бакуниных, содержащегося в работе А.А. Корнилова «Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма» (1915). «Литературность» творчества Мережковского в пьесе проявилась в том, что в создании образа прямухинской идиллии он опирался на книгу Корнилова и написал стилизацию, в которой оперировал чужим текстом и чужой точкой зрения. Она отбрасывает отсвет на усадебную топику, являющуюся декорацией к интеллектуальным исканиям действующих лиц. В сочетании с интертекстом и мифопоэ тикой стилизация утверждает миф о «религиозной общественности» русской интеллигенции, который разрабатывался Мережковским в беллетристике и публицистике 1910-х гг. С нею пьесу объединяют мотивы рая, жертвенности, безбрачия, бессознательного христианства, двойственности, отвлеченности. Специфика «усадебного топоса» в «Романтиках» обусловлена тем, что он, с одной стороны, связан с источником, а с другой — каждый из его элементов встра- ивается в соответствующий ряд, опознаваемый по своей функции в «усадебной» литературе. Это создает иллюзию отражения действительности, но является отражением ее отражения; привязывает действие к определенному месту и времени, но утверждает вневременное и всеобщее, что соответствует мифопоэтическому характеру творческого сознания писателя.

Ключевые слова: «усадебная» литература, Мережковский, стилизация, мифопоэтика, интертекст, источник.