Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-252-261
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Перепелкин М.А. Структура и смысл «усадебного топоса» в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»
Автор: Перепелкин М.А.

Об авторе

Михаил Анатольевич Перепелкин  (Самара, Россия) — доктор филологических наук, профессор, кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева.

ORCID ID: 0000-0002-6102-6947.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В предлагаемой статье исследуются структура и художественная функция «усадебного топоса» в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты». Прежде всего рассматривается «Дело самарской губернской управы по страховому отделению о принятии на страх недвижимого имущества, принадлежащего землевладельцу Якову Абрамову Миронову и находящегося близ деревни Павловки (Сосновки тож) Воздвиженской волости Николаевского уезда Самарской губернии», на основе которого делается вывод о том, что представляла собой проданная отчимом будущего писателя А.А. Бостромом землевладельцу Я.А. Миронову реальная усадьба «близ деревни Павловки (Сосновки тож)», изображенная А.Н. Толстым в повести «Детство Никиты». Изучается структура усадебного пространства повести, и делается вывод о том, что все компоненты «усадебного топоса» — сад, пруды, погребицы, скотный двор, амбары и др. — находятся в процессе безостановочных метаморфоз, приводящих в движение всю усадьбу в целом; эти метаморфозы и составляют настоящий сюжет повести. В заключение предлагается фантастическая гипотеза организации «усадебного топоса» в «Детстве Никиты», сближающая эту повесть с произведениями А.Н. Толстого в жанре фантастики, и прежде всего с повестью «Аэлита».

Ключевые слова: А.Н. Толстой, «Детство Никиты», усадьба, план усадьбы, усадебное пространство, двор, людская, каретник, метаморфоза, усадьба как космос, космос как усадьба.