Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-311-322
Год выпуска / Year of publication: 2020

PDF

Спиваковский П.Е. Усадебная трансгрессия в рассказе Владимира Сорокина «Настя»
Автор: Спиваковский П.Е.

Об авторе:

Павел Евсеевич Спиваковский (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова.

ORCID ID: 0000-0002-0979-4404.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Статья посвящена метафорическому изображению предреволюционного российского общества в рассказе В.Г. Сорокина «Настя». Воссозданное в экспозиции традиционалистское пространство усадьбы оказывается здесь фоном для демонстрации радикальных аксиологических перемен в сознании обра- зованных россиян на рубеже XIX–XX вв. Эти перемены двойственны. С одной стороны, писатель осмысливает их как этическую катастрофу: не случайно они метафорически изображены как акт одобряемого почти всеми героями рассказа каннибализма, с другой же стороны — показывает, что трансгрессивно-авангардные эксперименты с этикой и попытки трансформации человеческой природы тесно переплетены с весьма значительными эстетическими достижениями культуры Серебряного века. С этим связано, в частности, и гностическое преображение Насти в финале произведения. Глубина и трагизм изображаемого заставляют увидеть в рассказе Сорокина метамодернистскую картину мира, свободную от жестких ограничений постмодернистской теории (запрета на серьезность, трагизм, неироническое изображение глубины бытия и т. п.). Все это создает многомерную метафорическую картину культуры Серебряного века, «преступившей пределы» и вбросившей Россию «в невероятность» ранее немыслимого.

Ключевые слова: В.Г. Сорокин, «Настя», метамодернизм, Серебряный век, усадь- ба, трагическое, трансгрессия.