Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Венера Рудалевна Аминева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры русской литературы и методики ее преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул. Кремлевская, д. 18, 420008 г. Казань, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4016-2242

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Произведения Р. Бухараева (1951–2012) — поэта, писавшего на русском, татарском, английском, венгерском языках и в то же время причастного к татарской литературе и культуре, обладают особой художественно-эстетической природой, которая требует научно обоснованной и адекватной эстетической оценки. На материале четырех стихотворных циклов, сходных по проблематике, мироощущению лирического героя и способам художественного завершения, впервые предпринимается попытка проанализировать особенности функционирования твердой формы венка сонетов в творчестве поэта. Установлено, что в лирике Р. Бухараева венок сонетов перестает быть статичной формой, жанровая семантика которой формируется только ее композиционной структурой. Художественная целостность этой жанрово-строфической системы создается не только «цепочечной» конструкцией венка, соединяющей конец и начало всего циклического контекста в целом, но и концентрическим принципом развития главной темы, отражающим взаимодействие «центростремительного» и «центробежного» типов художественного мышления. Сделан вывод о том, что субъектная архитектоника сонетных циклов Р. Бухараева воссоздает разные типы идентичностей «пограничья». Она определяется отношением лирического героя и сверхсубъектов особого типа: жизненно-творческой стихии «речи отечества» («Жук и Жаба»), татарской речи («Милостыня родного языка»), Родины и Венеции («Зов»); персонифицированных образов чужой культуры («Венок дикорастущих сонетов»). Диалог «я» с этой надкругозорной точкой зрения выполняет структурообразующую функцию, раскрывая самосознание и самоопределение лирического субъекта.

  • Ключевые слова: русскоязычная литература, идентичность, жанр, сонетный цикл, субъектная сфера, художественное завершение.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу