Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: https://www.doi.org/10.22455/Lit.pr.2020-2-126-158
Год выпуска: 2020

PDF

Виноградов И.А. Религиозный замысел комедии Н.В. Гоголя «Игроки»
Автор: Виноградов И.А.

Об авторе:

Игорь Алексеевич Виноградов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9151-4554

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Аннотация

Исследуется основополагающая, сюжетообразующая для комедии Н.В. Гоголя «Игроки» (1842) мысль о том, что игнорирование секуляризованным обществом духовных идеалов, ориентация лишь на «техническое» совершенствование приводят к исчерпанию кредита доверия между людьми, без которого существование любого общественного института невозможно. Оригинальность гоголевского замысла заключается в том, что обыкновенную карточную игру он сумел поставить в один ряд с многочисленными явлениями общественной жизни, в которой со времен Петра I и Екатерины II «вообразительные» ценности, основанные на условном признании их действительными, стали играть куда большую роль, чем в допетровской Руси. Пьеса рассматривается в контексте всего творчества писателя; устанавливается связь ее содержания с «Ревизором» (1836), «Мертвыми душами» (1842), книгой «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), другими произведениями Гоголя.

Ключевые слова: Гоголь, художественное творчество, авторский замысел, интерпретация, духовное наследие.