Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Об авторе:

Игорь Алексеевич Виноградов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9151-4554

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

 

Аннотация

В статье представлен анализ творческого диа- лога Н.В. Гоголя и художника А.А. Иванова в процессе создания последним знаменитой картины «Явление Мессии». В результате сопоставления предварительных эскизов художника, интерпретации одного из рисунков, сделанных Гоголем для Иванова, а также изучения сходных религиозно-политических взглядов писателя и живописца делается вывод об их плодотворном сотрудничестве в разработке замысла знаменитой картины. Среди композиционных мотивов, подсказанных Иванову Гоголем и воплощенных в «Явлении Мессии», — целый ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих христианских образов. Преображаемое в крещении древнее и современное человечество художник изобразил в очертаниях храма — воссотворяемого «падшего Адама», новозаветного Ноева ковчега — корабля Церкви, крещаемой языческой змеи- «ехидны». Последний образ находит себе соответствие в целом ряде художественных произведений Гоголя, от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мертвых душ». Глубокое единомыслие обнаруживают Гоголь и Иванов и в разработке главного мессианского содержания картины.

  • Ключевые слова: Гоголь, Александр Иванов, биография, творчество, интерпретация, общественная идеология, духовное наследие

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу