Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Об авторе:

Василий Георгиевич Щукин  (г. Краков, Польша) — доктор гуманитарных наук, профессор. Место работы — Ягеллонский университет, должность — ординарный профессор.

ORCID ID: 0000–0001–9083–6780.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье описан феномен так называемой «демократической усадь- бы», взявшей на себя функцию «культурного гнезда». Демократичность, в соответствии с русской традицией, восходящей к дискурсу интеллигенции XIX в., отождествляется с плебейским, разночинным происхождением обитателей усадьбы. Указанная проблема рассматривается на материале художественной культуры Кракова конца XIX — начала ХХ в. В эпоху модернизма, на волне неоромантического увлечения проблемами национального духа и «органичного» быта простонародья, в Западной Галиции, являвшейся одной из провинций Австро-Венгрии, появились такие формы усадебного быта, которые можно назвать исключительными, уникальными на фоне иных проявлений демократизации усадьбы. Краковские художники, а затем поэты и драматурги, открыв для себя красоту села Малое Броновице, расположенного неподалеку от Кракова, и пленившись народными костюмами и красотой деревенских девушек, один за другим женились на них и переселялись в деревенские избы, в то же время преображая последние в настоящие «культурные гнезда». Одна из таких свадеб — поэта Люциана Рыделя и дочери сельского старосты Ядвиги Миколайчик — вдохновила выдающегося художника и драматурга Станислава Выспяньского на создание самой известной национальной драмы эпохи модернизма — пьесы «Свадьба» (1901). В этом произведении среди прочего изображена трагедия взаимного непонимания народа и интеллигенции, препятствующая польскому национальному возрождению и в конечном счете восстановлению независимости страны. Автор статьи стремится доказать, что «демократическая усадьба» служила не только необходимому опрощению образованного слоя общества, но и привнесению высокой, по сути дела столичной культуры в быт и сознание низших слоев населения Польши.

  • Ключевые слова: усадьба, «культурное гнездо», Польша, Краков, Малое Броно- вице, эпоха модернизма, Выспяньский, элитарность, демократизм, столичность.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу