Сборник: Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0661-1-188-203
Год выпуска: 2021

PDF

Тахо-Годи Е.А. «Естественный символизм» Юлия Айхенвальда (к вопросу об эстетическом методе)
Автор: Тахо-Годи Е.А.

Об авторе:

Елена Аркадьевна Тахо-Годи — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, 1) Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, 2) государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия; заведующий отделом, 3) Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева», Арбат, д. 33, 119002 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6907-8656 

Аннотация:

Рассматриваются методологические принципы литературной критики Ю.И. Айхенвальда. Обращается внимание на взаимосвязь декларируемых Айхенвальдом «имманентного метода» и «принципиального импрессионизма» с его собственной «философией жизни». Доказывается, что айхенвальдовская версия «импрессионизма» гораздо ближе к теории символизма, чем это представлялось современникам и исследователям. В ходе анализа учитываются эстетические «симпатии» (Ап. Григорьев, Вл. Соловьев, О. Уайльд, Реми де Гурмон, Э. Фаге) и «антипатии» (В.Г. Белинский, В.В. Розанов), сказывающиеся на интерпретации Айхенвальдом наследия и литературных критиков, и философов, и писателей XIX столетия — Пушкина, Толстого, Чехова.

Ключевые слова: Ю.А. Айхенвальд, импрессионизм, имманентный метод, «философия жизни», «естественный символизм».