Сборник: И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества
DOI: https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-26-43
Год выпуска: 2021

PDF

Анисимов К.В. Неожиданная парность: «Грамматика любви» и «Господин из Сан-Франциско». К вопросу о повествовательной вариативности прозы И.А. Бунина // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 26–43. (Акаде- мический Бунин; 3). https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-26-43
Автор: Анисимов К.В.

Об авторе:

Кирилл Владиславович Анисимов — доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и литературоведения, Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, Свободный пр-т, д. 82 а, 660041 г. Красноярск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6543-397X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Внимание в статье сосредоточено на модификации Буниным характерного феномена классической поэтики XIX в. — иерархической парности созданных одним автором произведений. Новый принцип межтекстового взаимодействия, продиктованный присущим XX столетию альтернативистским взглядом на мир, позволил писателю формировать пары своих произведений иначе: конструктивное фабульное и жанровое родство замаскировано принципиально разными «обстановочными» мотивами и риторикой, дифференцирующими произведения, каковые тем не менее на глубинном уровне смыслообразования сохраняют свое исходное единство. В ходе сравнения «Грамматики любви» и «Господина из Сан-Франциско» автором статьи выделены четыре принципиально идентичных фабульных звена, а также россыпь похожих второстепенных мотивов и персонажей: начало путешествия и конкретизация его цели: поиск наслаждений; попадание протагониста в «ложное» место; поиск и успешное нахождение места «нужного»; преображение посреди «библиотечного» локуса. Причем безысходная смерть героя в одном случае и воскресение к новой жизни — в другом оказываются частными разновидностями парадигматически единой ситуации. Делается вывод о предложенных Буниным двух альтернативных путях преображения человека.

Ключевые слова: И.А. Бунин, «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», фабула, сюжет, жанр, циклообразование, нарратология.