Сборник: И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества
DOI: https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-139-148
Год выпуска: 2021

PDF

Хатямова М.А. Эстетические функции сказа в прозе И.А. Бунина // И.А. Бунин и его время: контексты судьбы — история творчества / отв. ред.-сост. Т.М. Двинятина, С.Н. Морозов; ред. А.В. Бакунцев, Е.Р. Пономарев. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 139–148. (Академический Бунин; 3). https://doi.org/10.22455/AB-978-5-9208-0675-8-139-148
Автор: Хатямова М.А.

Об авторе:

Марина Альбертовна Хатямова — доктор филологических наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, проспект Ленина, д. 36, 654050 г. Томск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4373-4461

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

И.А. Бунин редко обращался к собственно сказу, поэтому организация наррации в рассказах «Хорошая жизнь» (1911), «О дураке Емеле, какой вышел всех умнее» (1921), «Стропила» (1930), «Железная Шерсть» (1944), представляющих разные этапы творчества, эстетически значима и позволяет проследить повествовательную динамику прозы писателя в целом. Если в первых трех произведениях писатель выбирает характерный сказ как способ самообнажения народного сознания, то фольклорная стилизация в последнем служит изображению обусловленности авторского сознания национальной ментальностью и традицией. Характерный сказ, используемый Буниным в 1910–1930-х гг. в целях познания и осмысления внешней реальности (психологии личности, социально-исторической современности, национального бытия), в поздний период уступает место фольклорной стилизации как инструменту обнаружения космического Эроса в архаике национального сознания и в бессознательном автора — носителя архетипических структур.

Ключевые слова: творчество И.А. Бунина, сказ, наррация, рассказчик.