Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ольга Ивановна Половинкина — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4135-8861

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена репрезентации гибридного тела в романе «Заводной апельсин» и его киноадаптации С. Кубриком. В том и другом случае гибридное тело анализируется как указывающее на состояние «постчеловека» или «киборга». В статье доказывается, что в фильме Кубрик отнюдь не пренебрегает образной системой романа, скорее интерпретируя источник, чем создавая радикально новое произведение на его основе. Выразительная метафора «апельсина», вынесенная Берджессом в заглавие романа, указывает прямо на романную тему, вокруг которой организовано целое: юность как тревожное и беззаконное время. Эти смыслы выстраиваются в романе с опорой на цитаты из У. Шекспира и У.Б. Йейтса и организуют событийный ряд. Само обращение к теме юности рассматривается в статье как отклик на молодежную субкультуру конца 1950-х и начала 1960-х гг. В фильме Кубрика цитата из Йейтса занимает важное место, однако фильм создавался в эпоху, когда молодежная культура не только больше не являлась чем-то новым, но была уже неоднократно отрефлексирована и определена. Этим фактом объясняются различия в подходах к репрезентации гибридного тела в романе и фильме. В качестве центральной темы, определяющей способы этой репрезентации, в статье представлена тема художника, носителя творящей молодой силы.

  • Ключевые слова: «Заводной апельсин», Э. Берджесс, С. Кубрик, «постчеловек», киборг, гибридное тело.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу