Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Елена Викторовна Тырышкина — доктор филологических наук, доцент, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0215-4949

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена функционированию «рюделианского мифа» в повести А.В. Чаянова «История парикмахерской куклы» (1918), который реализуется посредством трансформированных мотивов «любви к кукле»/ «оживления статуи». Путешествие в поисках «идеальной возлюбленной» в его классическом легендарном варианте связано со смертью главного героя, так как «дальняя любовь» по определению недостижима. Главный герой, Владимир М., влюбляющийся в куклу, в которой видит все воплощение «конечно женственного», предпринимает долгое путешествие и находит девушку, послужившей моделью, одной из сиамских близнецов, с которой вступает в связь. Сценарий «идеальной любви» нарушается. Основной конфликт повести восходит к традиции готического романа: стремление к опыту, недоступного простому смертному, влечет за собой наказание свыше. Специфика повести заключается в многомерной игре с мифами и литературными традициями. В результате исследования автор приходит к выводу: известный тезис О.М. Фрейденберг о том, что «идея куклы параллельна идее божества-актера-покойника» в произведении А.В. Чаянова получает своеобразное воплощение в его неоготическом/декадентском варианте: мир — это дьявольский театр, где меняются роли и маски по законам вечного повторения, идеал недостижим, а божество оборачивается демоническим ликом.

  • Ключевые слова: А.В. Чаянов, «История парикмахерской куклы», «рюделианский миф», двойничество, неоготика, декаданс.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу