Информация об авторе:
Тырышкина Е.В.
Елена Викторовна Тырышкина — доктор филологических наук, доцент, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0215-4949
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена функционированию «рюделианского мифа» в повести А.В. Чаянова «История парикмахерской куклы» (1918), который реализуется посредством трансформированных мотивов «любви к кукле»/ «оживления статуи». Путешествие в поисках «идеальной возлюбленной» в его классическом легендарном варианте связано со смертью главного героя, так как «дальняя любовь» по определению недостижима. Главный герой, Владимир М., влюбляющийся в куклу, в которой видит все воплощение «конечно женственного», предпринимает долгое путешествие и находит девушку, послужившей моделью, одной из сиамских близнецов, с которой вступает в связь. Сценарий «идеальной любви» нарушается. Основной конфликт повести восходит к традиции готического романа: стремление к опыту, недоступного простому смертному, влечет за собой наказание свыше. Специфика повести заключается в многомерной игре с мифами и литературными традициями. В результате исследования автор приходит к выводу: известный тезис О.М. Фрейденберг о том, что «идея куклы параллельна идее божества-актера-покойника» в произведении А.В. Чаянова получает своеобразное воплощение в его неоготическом/декадентском варианте: мир — это дьявольский театр, где меняются роли и маски по законам вечного повторения, идеал недостижим, а божество оборачивается демоническим ликом.