Информация об отв. редакторах:
Голубков А.В.
Андрей Васильевич Голубков — доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Покровский бул., д. 11, 109028 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7069-1033
E-mail:
Штейнман М.А.
Мария Александровна Штейнман — кандидат филологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Покровский бул., д. 11, 109028 г. Москва, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1916-6495
E-mail:
Аннотация:
В коллективной монографии предпринята попытка осмыслить статус искусственного тела в мировой культуре — как художественной, так и научной — в разных географических ареалах от древности до наших дней. Авторы изучают мотивы и сюжеты, связанные с образами оживающих статуй и кукол, роботов, автоматов, андроидов и ки- боргов, интерпретируют психологические, онтологические, эстетические и этические основания важнейшего топоса — как воплощенные в искусстве (литературе, живописи, скульптура, кинематографе), так и в научном дискурсе. Коллективная монография рассчитана на культурологов, филологов, а также широкую читательскую аудиторию, интересующуюся проблематикой искусственного тела.
Ключевые слова: искусственное тело, куклы, роботы, автоматы, киборги, андроиды, «Франкенштейн», М. Шелли, художественная литература, философия, наука.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Голубков А.В.
Вокруг Мэри Шелли и «Франкенштейна»: куклы, роботы, автоматы
1. СТАТУИ / КУКЛЫ: СТРАСТЬ И СВЯЩЕННОЕ
Ванеян Е.С.
«Спектр телесности» японской буддийской скульптуры
Греф А.Э., Пенская Д.С., Слонимская Е.А.
Танцующие куклы от Геррады Ландсбергской до наших дней
Ерёмина Е.П.
Кукла и искусственное тело в современном белорусском кукольном театре: образ смерти vs имитация жизни
Голубков А.В.
Пигмалионизм на Западе: любовь небесная vs любовь земная?
Тырышкина Е.В.
«Рюделианский миф» в повести А.В. Чаянова «История парикмахерской куклы» (1918)
Хорева Л.Г.
Образ манекена в нарративной картине мира новейшей испанской литературы
Липинская А.А.
Восстание кукол: Парадоксальная антропология «Мастера чудес» Ф.Д. О’Брайена
Попова А.В.
Кукла в художественной системе Жорж Санд: нравственный и эстетический потенциал
Белавина Е.М.
Сказки Марселины Деборд-Вальмор: «Старые куклы, вытащенные из шкафа»
Коровин А.В.
Куклы, предметы и изваяния в образной системе сказок Х.К. Андерсена
Langbour N.
Les Pinocchio modernes ou l’homme artificiel dans la littérature de jeunesse française contemporaine: enjeux philosophiques, éthiques et esthétiques
Лангбур Н.
Новые Пиноккио, или Искусственный человек в современной французской молодежной литературе: философские, этические и эстетические проблемы
2. АНДРОИДЫ / МАШИНЫ: МЕЖДУ МИФОМ И НАУКОЙ
Протопопова А.В., Протопопов И.А.
Сюжет о сотворении людей в мифе о Прометее у Фульгенция
Халтрин-Халтурина Е.В.
Миф о Прометее и искусственное тело в поэме Э. Спенсера «Королева фей» и в романе Мэри Шелли «Франкенштейн»
Ранкс О.К.
«Сеньор Пигмалион» Х. Грау: фарс о «новом Прометее»
Панов С.В.
Истоки механики и машины желания: прозопопея политеизма, фантом Просвещения, иллюзия модерна
Сапрыкина Е.Ю.
Андроид в итальянской литературе середины XX в.
Сабурова Л.Е.
Одиночество пустой брони в трилогии Итало Кальвино «Наши предки»
Шишкова И.А.
«Франкенштейн» Мэри Шелли и топос искусственного тела в романе Питера Акройда «Журнал Виктора Франкенштейна»
Владимирова Н.Г.
Гомункул в онейрическом пространстве романа Питера Акройда «Дом доктора Ди»
Муратова Я.Ю.
Концепты человеческого и постчеловеческого в романе Йэна Макъюэна “Machines Like Me”
3. РОБОТЫ / АВТОМАТЫ: ВОЛЯ И НАСИЛИЕ
Шабельник А.В.
От «големичности» к обретению субъектной полноты: роман Г. Майринка «Голем»
Бибикова А.М.
Идеальный актeр в пьесе Л. Пиранделло «Горные великаны»: телесность между реальностью и фантазией
Николаева А.А.
Мотив ожившей куклы в экспериментальном произведении В.Г. Шершеневича «Похождения Электрического Арлекина»
Половинкина О.И.
Репрезентация тела / искусственного тела в романе Э. Берджесса «Заводной апельсин» и одноименном фильме С. Кубрика
Штейнман М.А.
Технократия и искусственное тело в контексте теории фантастического: «Метрополис» Ф. Ланга и «Мерзейшая мощь» К.С. Льюиса
Met Ph.Ch.
Les automates ont-ils un “genre”? La greffe de l’art et de la science
Мет Ф.Ш.
У автоматов есть «гендер»? Трансплантация искусства и науки
Индриков А.А.
В поисках души робота: к вопросу о внутренней сущности машины
4. КИБОРГИ / АВАТАРЫ: ТЕЛО УЛУЧШЕННОЕ И УКРАШЕННОЕ
Ермилова К.Е.
«Искусственное тело» в современной поп-культуре Южной Кореи: феномен K-pop айдола
Куличихина М.А.
Образы куклы / марионетки / андроида в современной моде: исторические, культурные и литературные истоки
Golubkov A.V.
Dolls, Robots, Automata: Around Mary Shelley and “Frankenstein”
Голубков А.В.
Куклы, роботы, автоматы: вокруг Мэри Шелли и «Франкенштейна»