Информация об авторе:
Бибикова А.М.
Александра Михайловна Бибикова — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7856-3036
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается концепция замены театрального актeра на сцене автоматом, куклой, манекеном или же бесплотной субстанцией в последней неоконченной пьесе Луиджи Пиранделло «Горные великаны» (1931–1936). Взаимодействие живых и искусственных актeров на магической вилле Отчаяние в попытке воплотить пьесу «Сказка о подменeнном сыне» выявляет конфликт между ними. Маг Котроне, который в некоторой степени выражает мысли самого Пиранделло, ставит искусственных актeров — кукол или же бестелесных духов — выше артистов из плоти и крови. Несомненно в этом отношении влияние на Пиранделло, с одной стороны, его личного опыта директора труппы и режиссeра, с другой — идеалов и идей итальянских футуристов, воспевавших ещe в 1910–1920-е гг. появление машин и газов в театре в виде замены «устаревшим» живым актeрам. В статье освещается также сценическое воплощение, которое получили куклы Луиджи Пиранделло в некоторых известных постановках пьесы (Стреллер — 1947, 1966 и 1994 гг., Миссироли — 1979 г., Каменькович и Агуреева — 2014 г., Латини — 2018 г.).