Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Елена Владимировна Халтрин-Халтурина — доктор филологических наук (РФ), PhD in English (США), ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9444

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В поэме Э. Спенсера «Королева фей» представлена оригинальная трактовка мифа о Прометее, явившегося создателем самого первого эльфа. Спенсеровский миф не противоречит библейской истории сотворения мира и человека. Вместе с тем Прометей-демиург совершает серьезный проступок: он собирает искусственное тело, непозволительным образом опираясь на искусство некропсии и ксенотрансплантации, а также похищая искру Божественного огня. Его проступки в итоге оправдывает появление новой полноценной расы эльфов, происходящей от первого эльфа (сотворенного Прометеем) и «неземной» Фэй (ср. Минерву в древней традиции). Спенсер также оттеняет миф о Прометее историями других творцов, чьими созданиями являются неодухотворенные Талус (железный оруженосец) и Лже-Флоримела (плод алхимии и колдовства), которые в системе иерархических отношений эльфийского общества не имеют самостоятельной ниши. Произведение Спенсера было одним из источников романа «Франкенштейн» Мэри Шелли. Сравнивая истории двух «новых» Прометеев — созданных Спенсером и Мэри Шелли — можно увидеть, как за несколько столетий изменилось отношение к искусственному телу. Во вселенной, созданной Спенсером, иерархия торжествует: искусственное тело не обладает могуществом, позволившим бы ему разрушить систему Божественного миропорядка, в которой духовный человек всегда выше любого автомата и «одержимой мумии» (ср. “mummy possest”). В романтическом видении мира, допускающем мысль об отступлении от иерархического миропорядка, творение Виктора Франкенштейна не находит духовной поддержки «неземной» Фэй и не постигает этический закон обновления жизни, а его творец не действует в согласии с искупительным принципом felix culpa.

  • Ключевые слова: миф о Прометее, раннее Новое время, позднее Новое время, лестница бытия, scala naturae, трансгрессия, искупление, фаустиана, железный оруженосец, «одержимая мумия», гомункул, ксенотрансплантация, самозванец, демиург.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу