Информация об авторе:
Хорева Л.Г.
Лариса Георгиевна Хорева — кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125047 г. Москва, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3858-3091
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена исследованию роли манекена в нарративной картине мира в новейшей испанской литературе. В качестве объекта исследования выбраны новеллы Хуана Хосе Мильяса. Актуальность исследования обусловлена попыткой автора статьи увязать воедино такие категории анализа текста как нарративная картина мира, событие, постмодернисткая эстетика. Нарративная картина мира является индикатором категории события и событийности, демонстрирует, что на данном этапе развития общества воспринимается им как отклонение от нормы. Будучи автором т. н. поколения 68-го года, Мильяс обращает пристальное внимание на маргинальные слои населения, полагая, что они наилучшим образом отразили состояние общества в период правления Франсиско Франко. В процессе исследования устанавливается, что образы маргинальных персонажей уступили место образу манекена как символу молчаливости и покорности, бездуховности и пустоты. Используя постмодернистские установки и открытия о мнимости реальности, в определенной мере продолжающие традиции магического реализма, Мильяс буднично описывает событие в жизни ребенка, юноши, молодого человека, лишь в самом конце в духе новеллистического пуанта шокируя читателя проявлениями абсурда в решении проблемы, но вместе с тем указывая на то, что у героев нет иного выхода разрешения ситуации. Такая нарративная картина мира — прецедентная по своей природе — указывает на мифологичность и архаичность современного сознания испанского общества, ищущего опоры в мире хаоса и обращающегося к архаическим моделям мироустройства.