Информация об авторах:
Протопопова А.В.
Анна Викторовна Протопопова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4461-3349
E-mail:
Протопопов И.А.
Иван Алексеевич Протопопов — кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, ул. Большая Морская, д. 67, лит. А, 190000 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2242-5512
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается такой элемент мифа о Прометее, как сотворение им человека из глины. В ранних источниках данный сюжет четко засвидетельствован у Гесиода и Эзопа, в классический период — у Овидия и Проперция; в целом это довольно редкая вариация. В поздней античности сюжет становится более распространен (Павсаний, Гигин, Лукиан). Иногда место Прометея занимает Гефест, иногда ему сопутствует миф о Пандоре, но момент оживления глиняной фигурки обычно остается туманным. Основное внимание посвящено анализу трактовки данного мифа в «Мифологиях» Фульгенция (V–VI вв.), занимающей особое место в общем ряду различных версий в силу особенностей излагаемого сюжета и характера интерпретации. Миф представляет собой словно бы контаминацию всех предшествующих версий (похищение и использование огня, попадание на небо, сотворение человека из глины, помощь Афины, Пандора, наказание за кражу и т. д.). Особенно интересна цель похищения огня: оживление человека, а не помощь ему в его жизни, как в обычном варианте мифа. Рассматривается этимология имени Прометей и аллегория коршуна у Фульгенция, отдельно анализируется философский смысл, который он придает оживляющему человека огню.