Информация об авторе:
Мет Ф.Ш.
Филипп Шарль Мет — PhD, профессор, Пенсильванский университет, Филадельфия, PA 19104, США.
E-mail:
Аннотация:
В настоящем исследовании рассматривается пересечение искусства и науки, а также гендерная двойственность, кристаллизующаяся в образе искусственного существа, объектом анализа выбраны два примера французской литературы, которые были экранизированы в совершенно разных манерах: роман «Кровавая кукла / Машина убийства» Г. Леру (1923/1924), послуживший основой для сериала М. Кравенна (1976), а также роман «Руки Орлака» М. Ренара (1920), воплощенный в кинематографе Р. Вине (1924) и К. Фройндом («Безумная любовь», 1935). В статье анализируется, как словесное искусство реагирует на научно-технологический прогресс, ставший догмой европейского Просвещения, освещает трагедию научно-технического творчества в культуре. Литература и кино показывают истоки монстров (убийц, кукол, автоматов), которые оказываются следствием сдвига границы искусственного и естественного, воображения и рациональности. Научная фантастика трансформирует гендерное различие, фетишизируя гендерную неопределенность куклы и заставляя вспомнить религиозные культурные стереотипы.