Информация об авторе:
Ерёмина Е.П.
Екатерина Павловна Ерёмина — кандидат искусствоведения, независимый исследователь, г. Минск, Белоруссия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4557-6276
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена переосмыслению концепции «подражательного» театра кукол современным белорусским театральным искусством в контексте взаимосвязи с идеями писателей-романтиков. Рассматривается историческая концепция театра кукол как искусства «оживления» искусственного тела, уподобляемого живому человеку, и полярные ей идеи писателей-романтиков (О. Вилье де Лиль-Адан, Э.Т.А. Гофман, Жан-Поль и др.), в чьих произведениях развитие получили образы оживших кукол и автоматов как воплощения зла, сил, враждебных человеку и жизни. Анализируются постановки современных белорусских режиссеров А. Лелявского, О. Жюгжды, Е. Корняга, в которых происходит отказ от попыток создать иллюзию ожившей куклы, имитировать жизнь и подчеркивается природа куклы как неживой материи. В работах режиссеров кукла, искусственное тело либо его фрагменты используются для репрезентации мертвого тела, создания образа «омертвевшей» души, умирания, смертоносной для живого либо монструозной природы персонажей. В процессе исследования устанавливается, что такое использование куклы и искусственных фрагментов тел свидетельствует не только об отказе современных белорусских режиссеров от идеи «подражательного» театра кукол, но и о глубоком переосмыслении ими идей писателей-романтиков.