Информация об авторе:
Ранкс О.К.
Ольга Константиновна Ранкс — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7123-9110
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена трагикомическому фарсу «Сеньор Пигмалион» испанского драматурга XX в. Х. Грау. Основные герои произведения — куклы-автоматы, похожие на людей, взбунтовавшиеся и убившие своего создателя, чтобы обрести свободу. В трех действиях Грау раскрывает отношения кукол с творцом, скрывающимся под псевдонимом Пигмалион — единственным человеком среди основных действующих лиц. Пигмалион считает кукол рабами, самоутверждается за их счет, и по ходу действия пьесы неоднократно сравнивает себя с Прометеем. Куклы Пигмалиона представляют собой традиционные фольклорные и литературные образы, чьи имена вызывают у испанского зрителя / читателя стойкие ассоциации. Куклы играют в жизнь, своим поведением пародируя комический театр Золотого века, превращая пьесу в метатеатр. Новизна предложенной Грау трактовки темы отношений творца и творения выявляется при сопоставлении «Сеньора Пигмалиона» с различными произведениями, развивающими эту тему, вплоть до XX в. Фарс также сопоставляется с пьесами таких драматургов, как Л. Пиранделло, К. Чапек и Б. Шоу. В процессе исследования устанавливается, что особенностью фарса Грау является интертекстуальная насыщенность его образов и сюжетов, которые отсылают к различным текстам, в той или иной мере повлиявшим на драматурга.