Информация об авторе:
Попова А.В.
Анна Валентиновна Попова — кандидат филологических наук, доцент, Донецкий национальный университет, ул. Университетская, д. 24, 283001 г. Донецк.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8189-7267
E-mail:
Аннотация:
В статье рассмотрен образ куклы и особенности интерпретации связанной с ней оппозиции «живое–неживое» в творчестве Жорж Санд. В мемуарно-автобиографических текстах писательница рассуждает о воспитательном и гендерно моделирующем потенциале куклы. Она противопоставляет традиционную куклу механической, смещая смысловые акценты оппозиции в сторону противопоставления естественного искусственному. Критерием оказывается запрограммированность автомата, исключающая момент игровой импровизации. Кукла «оживает» лишь в тот момент, когда творческая энергия человека заполняет духовную пустоту ее оболочки, придавая ей индивидуальные черты. Исследование показывает, что воплощением такого единства у Санд является перчаточная марионетка — burattini, разновидность театральной куклы, о которой идет речь в ее романе «Снеговик» (1859) и в статье «Театр марионеток в Ноане» (1876). В романе персонаж итальянского кукольного театра по имени Стентерелло дает широкие возможности для самоидентификации главному герою, стремящемуся разгадать тайну своего происхождения. В статье о театре марионеток оппозиция «естественное–искусственное» приобретает эстетическое звучание и интерпретируется в русле соотношения правды и вымысла в искусстве. Грубые перчаточные марионетки в руках кукольника оживают, а автоматы, искусно имитирующие живые существа, безжизненны в силу своей механистической автономности. Симбиоз человека и куклы становится у Санд метафорой творчества, выражением идеи неразрывной связи автора и его творения.