Информация об авторе:
Шишкова И.А.
Ирина Алексеевна Шишкова — доктор филологи- ческих наук, профессор, Литературный институт им. А.М. Горького, Тверской бульвар, д. 25, 123104 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7502-411X
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена истории создания романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», вот уже более 200 лет вызывающего интерес исследователей из различных областей знаний. Определяется степень воздействия на развитие сюжета романа некоторых популярных в то время художественных произведений, которыми зачитывались великие английские поэты, Шелли и Байрон, а также сама Мэри Шелли и ее сестра Клер Клермонт (Вилла Диодати, Швейцария, 1816 г.). В процессе исследования устанавливается, каким образом девятнадцатилетняя женщина могла создать такое сложное произведение, и какие ученые, кроме Эразма Дарвина, послужили прототипами главного героя. Обосновывается идея о том, что такой высокоинтеллектуальный автор как Мэри Шелли была в курсе последних достижений европейской науки своего времени и тех позитивно-негативных факторов, которые та неизбежно вносила в жизнь общества. Автор статьи акцентирует внимание на юношеском увлечении писательницы готическими романами и их влиянии на темы, мотивы и систему образов «Франкенштейна». Кроме того, в настоящей работе рассматриваются особенности функционирования топоса искусственного тела в рома- не Питера Акройда «Журнал Виктора Франкенштейна» (“The Casebook of Victor Frankenstein”, 2008). Если Мэри Шелли не описывает подробно процесс реанимации неживой материи, то в «Журнале Виктора Франкенштейна» Питер Акройд уделяет этому пристальное внимание при изображении каждодневной деятельности ученого, который не в силах обуздать собственную гордыню и зависть к успехам других.