Информация об авторе:
Штейнман М.А.
Мария Александровна Штейнман — кандидат филологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Покровский бул., д. 11, 109028 г. Москва, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1916-6495
E-mail:
Статья подготовлена в рамках работы научно-учебной группы «Фэнтези как трансмедийный феномен», проекта № 22-00-070 «Ремедиация мифологии и актуальные трансмедийные практики: литература, кинематограф, видеоигры» НИУ ВШЭ
Аннотация:
Работа посвящена репрезентации технократии и концепта искусственного тела в контексте теории фантастического. Само понятие фантастического определяется в рамках, обозначенных Ц. Тодоровым в его работе «Введение в фантастическую литературу». Автор помещает его между концептами реального и воображаемого (необычного и чудесного), при этом основная характеристика фантастического — неопределенность трактовки, оставляющая возможность множественного прочтения. Тодоров выделяет так называемые «Темы Я» и «Темы Ты», каждая из которых применима к объектам исследования — фильму Ф. Ланга «Метрополис» и роману К.С. Льюиса «Мерзейшая мощь». «Метрополис» обозначает два важнейших вектора в теме визуализации искусственного тела: сугубо технократический и готически-телесный. Оба эти вектора сходятся в точке противопоставления двух женских образов — Марии и Лже-Марии, при этом последняя уподобляется одновременно демонической Лилит и Вавилонской Блуднице из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Технократия представлена образом безумного изобретателя, чьим литературным прообразом является Коппелиус из новеллы Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек». Роман К.С. Льюиса «Мерзейшая мощь» как часть его «Космической трилогии» существует на пересечении и научно-фантастического, и сугубо фэнтезийного дискурсов. Стержень конфликта — противопоставление технократов и гуманитариев, причем именно сторонники технократии оказываются у Льюиса носителями демонического начала. При этом одним из ключевых образов в романе Льюиса также является Вавилонская башня, которая служит обозначением т. н. «мерзейшей мощи», объединяя в себе и визуализацию научного прогресса и метафору дегуманизации человечества.