Информация об авторе:
Куличихина М.А.
Марина Алексеевна Куличихина — кандидат филологических наук, независимый исследователь, г. Прага, Чехия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9822-4621
E-mail:
Аннотация:
Академический интерес к моде значительно вырос за последние двадцать лет, что объясняется все более значимым присутствием моды в общекультурном сознании благодаря развитию Интернет-СМИ. В данной статье рассматриваются исторические, культурные и литературные источники образа тела фэшн-модели — куклы, исследуются противоречия, связанные с этим образом, а также способы игры, интерпретации и преодоления этого имиджа в модной индустрии — и в модном искусстве — с 1998 по 2020 гг. Для анализа были выбраны наиболее яркие и релевантные примеры: фотосессия паралимпийской спортсменки, актрисы и модели Э. Маллинз для Dazed & Confused, фотосессия Н. Водяновой с наиболее влиятельными дизайнерами рубежа XX–XXI вв. в образах героев «Алисы в Стране чудес» для «Вог», показы коллекций «Барби» и «Бумажные куклы» Москино, показы коллекций «Киборг» и «Комедия дель арте» Гуччи, а также культовый образ дизайнера К. Лагерфельда и коллекционная кукла Барби в его образе. Исследование показывает, что литературные мотивы (и в особенности романтические) являются важным источником вдохновения для моды; образ куклы / марионетки / автомата / андроида интерпретируется в различных регистрах: от детской игры до гофмановского и фрейдовского зловещего, а сама мода наращивает не только коммерческий, но и культурный потенциал, и оказывает влияние на такие важные социальные проблемы, как инклюзивность, образ тела и восприятие красоты.