Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Сергей Владимирович Панов — кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Ленинский пр., д. 4, 119234 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2993-3835

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В античной культуре лежат основания механики и машин желания, организации внешней природы и порядка внутренней природы человека. Политеизм впервые произвел эстетизацию реальности, отождествив источники человеческих желаний с трансцендентными импульсами и представив тем самым человека как импульсивный автомат, производящий аффекты и реакции. Для реактивных сознаний архаичной культуры и современности присущ механизм ориентации на основе языковых стимулов. Язык понимается здесь как комплекс нерефлексируемых перцептивных, мыслительных, поведенческих привычек, в котором искали ответы на философский вопрос о человеке М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн и теоретики речевых актов. Если античная культура (Овидий) видит в языке «стершуюся мифологию» как гармоничное единство конечной и бесконечной интуиций, то Просвещение осуществляет экспериментаторский трансфер, видя в природе вечное становление форм. И.В. Гете видит конечность проекта Просвещения. Регyлирующий ориентир Гете включает в себя элемент бессознательного как символ, как нераскрытое единство в инстинктивном становлении реактивного сознания. Витализм (восприятие аффективных данных) и бессознатeльное (предвосхищение совершенства человеческой натуры) образуют становление природных склонностей и характерных индивидуальностей в процессе чувственного, рефлексивного и морального самопознания. В постромантической культуре машины желания (Ш. Бодлер, Х.Л. Борхес) все более трансформируются в инстинктивные программы спонтанного восприятия и действия, порядок символа устраняется из авторского видения. Постмодерн (Х.Л. Борхес) доводит машины желания до их собственного предела в исходном созерцании бесчисленных числовых вариаций и комбинаций до и вне первого воображаемого тела.

  • Ключевые слова: механика, машины желания, политеизм, Просвещение.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу