Информация об авторе:
Панов С.В.
Сергей Владимирович Панов — кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Ленинский пр., д. 4, 119234 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2993-3835
E-mail:
Аннотация:
В античной культуре лежат основания механики и машин желания, организации внешней природы и порядка внутренней природы человека. Политеизм впервые произвел эстетизацию реальности, отождествив источники человеческих желаний с трансцендентными импульсами и представив тем самым человека как импульсивный автомат, производящий аффекты и реакции. Для реактивных сознаний архаичной культуры и современности присущ механизм ориентации на основе языковых стимулов. Язык понимается здесь как комплекс нерефлексируемых перцептивных, мыслительных, поведенческих привычек, в котором искали ответы на философский вопрос о человеке М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн и теоретики речевых актов. Если античная культура (Овидий) видит в языке «стершуюся мифологию» как гармоничное единство конечной и бесконечной интуиций, то Просвещение осуществляет экспериментаторский трансфер, видя в природе вечное становление форм. И.В. Гете видит конечность проекта Просвещения. Регyлирующий ориентир Гете включает в себя элемент бессознательного как символ, как нераскрытое единство в инстинктивном становлении реактивного сознания. Витализм (восприятие аффективных данных) и бессознатeльное (предвосхищение совершенства человеческой натуры) образуют становление природных склонностей и характерных индивидуальностей в процессе чувственного, рефлексивного и морального самопознания. В постромантической культуре машины желания (Ш. Бодлер, Х.Л. Борхес) все более трансформируются в инстинктивные программы спонтанного восприятия и действия, порядок символа устраняется из авторского видения. Постмодерн (Х.Л. Борхес) доводит машины желания до их собственного предела в исходном созерцании бесчисленных числовых вариаций и комбинаций до и вне первого воображаемого тела.