Информация об авторах:
Греф А.Э.
Александр Эммануилович Греф — кандидат химических наук, доцент, педагог, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества «На Вадковском», Вадковский пер., д. 3, 127055 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2272-8866
E-mail:
Пенская Д.С.
Дарья Сергеевна Пенская — кандидат культурологии, педагог, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества «На Вадковском», Вадковский пер., д. 3, 127055 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7804-6573
E-mail:
Слонимская Е.А.
Елена Анатольевна Слонимская — педагог, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества «На Вадковском», Вадковский пер., д. 3, 127055 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8696-2271
E-mail:
Аннотация:
Авторы анализируют простейшие народные куклы, отличительной чертой которых является спорадическое механистическое движение: “marionettes à la planchette”, американский “limberjack”, африканский театр на пальцах ног, иранский “teke”, афганский “buz-bazi”, казахский “orteke” и болгарский «театр на сандъче». Авторы статьи предлагают рассматривать подобные куклы как представителей одной семьи, особый вид прототеатра. Описана конструкция каждого типа кукол, организация архаичного прототеатрального зрелища, а также намечена историческая перспектива — от первых свидетельств существования до наших дней. По предположению авторов, все эти куклы являются носителями комического, что заложено в самом характере их движения. В отношении наиболее раннего изображения “marionettes à la planchette” — битва рыцарей из «Сада наслаждений» Геррады Ландсбергской — высказана гипотеза о двух возможных вариантах конструкции спектакля. Выделены особенности перечисленных кукол: спорадическое механистическое движение, которое задает кукольник-музыкант, вследствие чего куклы двигаются в такт игре на музыкальном инструменте, пению.