Информация об авторе:
Ванеян Е.С.
Елизавета Степановна Ванеян — аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ул. Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия; научный сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, д. 12, 119019 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000–0002–8559–5976
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается, как создавалось искусственное тело японских буддийских статуй и какие идеи с этим связаны. Эта телесность в большей или меньшей степени соприкасается с человеческой телесностью, а в каких-то аспектах — конструирует свою собственную реальность. Эти вариации образуют то, что мы назвали «спектр телесности» японской буддийской скульптуры. Речь идет о способах наделения статуй свойствами священного объекта и живого существа со своим «телом», о практике почитания мумий монахов и о практике культовых процессий, в ходе которых живые люди перевоплощаются в бодхисаттв. На первый взгляд может показаться, что последние два явления не связаны со скульптурой как таковой — но мы показываем, что они имеют к ней непосредственное отношение. Сквозной взгляд на все эти практики и явления, достаточно хорошо изученные по отдельности, попытка объединить их под общей темой и использование конкретных памятников в качестве примеров вносит новые аспекты в существующую историографию.