Информация об авторе:
Муратова Я.Ю.
Ярослава Юрьевна Муратова — кандидат филологических наук, доцент, Литературный институт им. А.М. Горького, Тверской бульвар, д. 25, 123104 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2229-8675
E-mail:
Аннотация:
Статья показывает, что идея ожившего искусственного тела появляется в прозе Йэна Макъюэна сначала в игровой форме в сборнике новелл для детей «Мечтатель» (1994), где главный герой попадает на время в тело сломанной куклы. Позже в существенно более сложном варианте писатель возвращается к ней в фантастическом романе “Machines Like Me” (2019), где отразились современные научно-философские искания и размышления в области искусственного интеллекта, что получило в англоязычной философско-культурологической и футурологической мысли последних десятилетий название “posthuman studies” — «постчеловеческие исследования». В этой связи освещаются теоретико-философские аспекты термина «постчеловеческий» в зарубежной и русскоязычной критике. В статье исследуются параллели между романом Макъюэна и М. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей» (1818), что помогает раскрыть влияние романтического текста на современную литературу, в частности, на появление образов гениального безумного ученого и искусственного человека-андроида. Макъюэн отказывается от шаблонов и вводит в роман персонаж А. Тьюринга, теоретика и создателя первых моделей искусственного интеллекта, критика антропоцентрического менталитета. Его изобретение, андроид Адам, оказывается в системе сложных взаимоотношений со своим владельцем, Чарли Фрэндом, и его подругой Мирандой, представляющими мир Британии 1980-х гг. Специфика концептов «человеческий» и «постчеловеческий» выявляется в кардинальных ситуациях выбора и конфликта, связанных с такими ключевыми категориями человеческой жизни как любовь, семья, преступление, правосудие. Роман отражает сложное отношение автора к постгуманизму.