Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Анна Валентиновна Попова — кандидат филологических наук, доцент, Донецкий национальный университет, ул. Университетская, д. 24, 283001 г. Донецк.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8189-7267

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассмотрен образ куклы и особенности интерпретации связанной с ней оппозиции «живое–неживое» в творчестве Жорж Санд. В мемуарно-автобиографических текстах писательница рассуждает о воспитательном и гендерно моделирующем потенциале куклы. Она противопоставляет традиционную куклу механической, смещая смысловые акценты оппозиции в сторону противопоставления естественного искусственному. Критерием оказывается запрограммированность автомата, исключающая момент игровой импровизации. Кукла «оживает» лишь в тот момент, когда творческая энергия человека заполняет духовную пустоту ее оболочки, придавая ей индивидуальные черты. Исследование показывает, что воплощением такого единства у Санд является перчаточная марионетка — burattini, разновидность театральной куклы, о которой идет речь в ее романе «Снеговик» (1859) и в статье «Театр марионеток в Ноане» (1876). В романе персонаж итальянского кукольного театра по имени Стентерелло дает широкие возможности для самоидентификации главному герою, стремящемуся разгадать тайну своего происхождения. В статье о театре марионеток оппозиция «естественное–искусственное» приобретает эстетическое звучание и интерпретируется в русле соотношения правды и вымысла в искусстве. Грубые перчаточные марионетки в руках кукольника оживают, а автоматы, искусно имитирующие живые существа, безжизненны в силу своей механистической автономности. Симбиоз человека и куклы становится у Санд метафорой творчества, выражением идеи неразрывной связи автора и его творения.

  • Ключевые слова: Жорж Санд, кукла, марионетка, автомат, художественный образ.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу