Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторах:

Сергей Николаевич Пяткин — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ул. К. Маркса, д. 36, 607220 г. Арзамас, Нижегородская обл., Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8659-7543

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Татьяна Валерьевна Леонтьева — доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языков массовых коммуникаций, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Мира, д. 19, 620002 г. Екатеринбург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7213-1582

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Характерной чертой поэтики «Анны Снегиной», как и в пушкинском «Евгении Онегине», являются разного рода и свойства противоречивые «сцепления» в тексте. В статье основное внимание сосредоточено на сюжетно-образном строе поэмы, где, как предполагается, ключевое место занимает образ мельника, служащий точкой притяжения и одновременно генерирующим центром всех противоречий в изображенном мире «Анны Снегиной». Отмечается, что семантика образов мельницы и мельника, специфичная для фольклорно-мифологического дискурса, в различных смысловых вариациях отчетливо проявляется в ряде произведений отечественной словесности, определяя своеобразие любовной сюжетной линии и формируя устойчивую литературную традицию, находящую свое отражение в поэме Есенина. Вместе с тем есенинский мельник не всегда и не во всем соответствует традиционным установлениям — как фольклорным, так и литературным, что подробно анализируется в статье. В ходе исследования установлено: отсутствие в мельнике как персонаже поэмы политических убеждений, мнения, живых рефлексивных проявлений ставит его вне общества, вне человеческого мира вообще — он непричастен к нему и разворачивающимся историческим событиям. Однако без мельника не сложился бы сюжет «Анны Снегиной». Он проводник, добровольный посредник, и это и есть его предназначение в тексте, а для выполнения такого «функционала» не имеет никакого значения ни труд мельника, ни мельница, ни магия и сакральное знание, вмененное мельнику в народной культуре. Мельник — образ поэтический, литературная функция, свободная от груза обыденного и мистического, но искусно, тонкими нитями связанная с мифологией мельника как сводника и проводника между мирами. Утверждается, что особая роль мельника в образной структуре текста вкупе с разнонаправленными проявлениями фольклорной и литературной традиций по отношению к «мельничной схеме» в «Анне Снегиной» порождают эффект противоречивых «сцеплений», являющих собой «осознанную конструктивную идею» (Ю.М. Лотман) есенинского произведения.

  • Ключевые слова: С.А. Есенин, «Анна Снегина», поэма, мельник и мельница, фольклорная и литературная традиция, поэтика противоречий, герой, персонаж.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу