Информация об авторах:
Пяткин С.Н.
Сергей Николаевич Пяткин — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ул. К. Маркса, д. 36, 607220 г. Арзамас, Нижегородская обл., Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8659-7543
E-mail:
Леонтьева Т.В.
Татьяна Валерьевна Леонтьева — доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языков массовых коммуникаций, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Мира, д. 19, 620002 г. Екатеринбург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7213-1582
E-mail:
Аннотация:
Характерной чертой поэтики «Анны Снегиной», как и в пушкинском «Евгении Онегине», являются разного рода и свойства противоречивые «сцепления» в тексте. В статье основное внимание сосредоточено на сюжетно-образном строе поэмы, где, как предполагается, ключевое место занимает образ мельника, служащий точкой притяжения и одновременно генерирующим центром всех противоречий в изображенном мире «Анны Снегиной». Отмечается, что семантика образов мельницы и мельника, специфичная для фольклорно-мифологического дискурса, в различных смысловых вариациях отчетливо проявляется в ряде произведений отечественной словесности, определяя своеобразие любовной сюжетной линии и формируя устойчивую литературную традицию, находящую свое отражение в поэме Есенина. Вместе с тем есенинский мельник не всегда и не во всем соответствует традиционным установлениям — как фольклорным, так и литературным, что подробно анализируется в статье. В ходе исследования установлено: отсутствие в мельнике как персонаже поэмы политических убеждений, мнения, живых рефлексивных проявлений ставит его вне общества, вне человеческого мира вообще — он непричастен к нему и разворачивающимся историческим событиям. Однако без мельника не сложился бы сюжет «Анны Снегиной». Он проводник, добровольный посредник, и это и есть его предназначение в тексте, а для выполнения такого «функционала» не имеет никакого значения ни труд мельника, ни мельница, ни магия и сакральное знание, вмененное мельнику в народной культуре. Мельник — образ поэтический, литературная функция, свободная от груза обыденного и мистического, но искусно, тонкими нитями связанная с мифологией мельника как сводника и проводника между мирами. Утверждается, что особая роль мельника в образной структуре текста вкупе с разнонаправленными проявлениями фольклорной и литературной традиций по отношению к «мельничной схеме» в «Анне Снегиной» порождают эффект противоречивых «сцеплений», являющих собой «осознанную конструктивную идею» (Ю.М. Лотман) есенинского произведения.