Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0875-067X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье ставится под вопрос традиционное видение реального комментирования как операции, не могущей исказить смысл комментируемого текста и оказать влияния на его читательскую интерпретацию. Показывается, как в ряде случаев неадекватное авторскому понимание реалии оказывается способно перекрыть читателю доступ к заложенным автором уровням восприятия текста, изменить базовые координаты текста, отменить ряд операций автора по встраиванию цитаты в свой собственный контекст. Как комментирование способно разрушить тот процесс «выращивания стихов из сора», открытия глубинных смыслов в элементах повседневности, который есть задача поэта и писателя. По непонятной причине комментатор в ряде случаев словно ставит своей задачей редуцировать открытые и закрепленные автором в тексте глубинные смыслы до первоначальных — поверхностных и очевидных. Описывается авторское видение процесса работы с реалией (на примере авторской теории творчества Достоевского), теория «поправления» реалии, увиденной в «насущном видимо-текущем», таким образом, чтобы в ней открылись «концы и начала» — фундаментальные основы бытия. Разбирается вопрос, что должно считаться реалией при комментировании символического/метафизического текста, на примере «Преступления и наказания». На примере «Записок из подполья» разбирается вопрос, к чему может привести «безобидное» и естественное уточнение комментатором авторской атрибуции эпиграфа. В качестве введения в проблему анализируются статьи «Легенда о зеленой палочке» Б. Эйхенбаума и «Стихотворение О.Э. Мандельштама “Золотистого меда струя из бутылки текла…” (Опыты реального комментария)» В.П. Казарина и М.А. Новиковой и Е.Г. Криштоф, как примеры того, что может происходить с авторскими художественными целями и установками в процессе комментирования.

  • Ключевые слова: теория комментария, реальный комментарий, реалия, Достоевский, Толстой, Мандельштам, «Преступление и наказание», «Записки из подполья».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу