Информация об авторе:
Касаткина Т.А.
Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
https://orcid.org/0000-0002-0875-067X
E-mail:
Аннотация:
В статье ставится под вопрос традиционное видение реального комментирования как операции, не могущей исказить смысл комментируемого текста и оказать влияния на его читательскую интерпретацию. Показывается, как в ряде случаев неадекватное авторскому понимание реалии оказывается способно перекрыть читателю доступ к заложенным автором уровням восприятия текста, изменить базовые координаты текста, отменить ряд операций автора по встраиванию цитаты в свой собственный контекст. Как комментирование способно разрушить тот процесс «выращивания стихов из сора», открытия глубинных смыслов в элементах повседневности, который есть задача поэта и писателя. По непонятной причине комментатор в ряде случаев словно ставит своей задачей редуцировать открытые и закрепленные автором в тексте глубинные смыслы до первоначальных — поверхностных и очевидных. Описывается авторское видение процесса работы с реалией (на примере авторской теории творчества Достоевского), теория «поправления» реалии, увиденной в «насущном видимо-текущем», таким образом, чтобы в ней открылись «концы и начала» — фундаментальные основы бытия. Разбирается вопрос, что должно считаться реалией при комментировании символического/метафизического текста, на примере «Преступления и наказания». На примере «Записок из подполья» разбирается вопрос, к чему может привести «безобидное» и естественное уточнение комментатором авторской атрибуции эпиграфа. В качестве введения в проблему анализируются статьи «Легенда о зеленой палочке» Б. Эйхенбаума и «Стихотворение О.Э. Мандельштама “Золотистого меда струя из бутылки текла…” (Опыты реального комментария)» В.П. Казарина и М.А. Новиковой и Е.Г. Криштоф, как примеры того, что может происходить с авторскими художественными целями и установками в процессе комментирования.