DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0655-0
EDN:

https://elibrary.ru/MIQJZA

ISBN: 978-5-9208-0655-0
Год выпуска: 2022

PDF

Халтрин-Халтурина Е.В. «Королева фей» Эдмунда Спенсера: художественная топография / Е.В. Халтрин-Халтурина. — М.: ИМЛИ РАН, 2022. — 288 с. — https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0655-0
Автор: Халтрин-Халтурина Е.В.

Информация об авторе:

Елена Владимировна Халтрин-Халтурина — доктор филологических наук (РФ), PhD in English (США), ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2205-9444

Аннотация:

Книга является первым русским монографическим исследованием поэмы Эдмунда Спенсера «Королева фей». Существенное воздействие этой аллегорической рыцарской поэмы позднего Ренессанса ощущается в англоязычных литературах от Шекспира до современных произведений «фэнтези». Многофигурная композиция поэмы, насыщенная сюжетными перипетиями, а также образами странствующих рыцарей и преследуемых дев, великанов и карликов, колдунов и гомункулов, драконов и сирен, перекликается с картами типа mappa mundi, со сборниками эмблем, с описаниями шпалер, с бестиариями, c трудами по естествознанию, риторическими трактатами и возрожденческими «зерцалами». В игровой форме, созвучной менталитету елизаветинской эпохи, поэма преподает уроки этики и способствует постижению добродетелей лицами, связанными с управлением обширного процветающего государства.

Первый раздел книги содержит общие сведения о «Королеве фей»: связь поэмы с культурно-историческим фоном эпохи, композиция произведения, специфика спенсеровских аллегорий и метафор-кончетти. Во втором разделе рассматриваются конкретные пространственно-топографические комплексы, в пределах которых художественно «овеществляются» добродетели и грехи, а также устанавливается их связь с определенными жанровыми образованиями, включающими триумфы, плачи, экфрасисы, антропоморфные пейзажи, маньеристические блазоны и антиблазоны, фаблио и пр. Автор монографии предлагает ответы на вопросы: какие пространственные модели пользовались популярностью в художественных произведениях рубежа XV–XVI веков? Какими маньеристическими чертами отмечена спенсеровская модель мироздания? В каком виде память о смысловых и художественных комплексах эпохи Ренессанса дошла до нашего времени?

Книга адресована литературоведам, культурологам и всем, интересующимся историей интеллектуальной культуры.

Ключевые слова: аллегорическая поэма, рыцарская поэма, учительная книга, зерцало, топография, топотесия, модели виртуального пространства, маньеризм