Об авторе:
Кирилл Владиславович Анисимов — доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и литературоведения, Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, Свободный пр-т, д. 82 а, 660041 г. Красноярск, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6543-397X
E-mail:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-012-41004 «И.А. Бунин и Палестина»
Аннотация:
В статье детализируется толстовское влияние на Бунина-создателя «путевых поэм» «Храм Солнца». Теоретическая сложность сформулированной задачи заключается в том, что Толстой никогда не писал травелогов даже приблизительно похожих на бунинское литературное путешествие. Руководимый «антиромантической» установкой, Толстой-автор кавказских повестей был в высшей степени далек от проблем древних религий, исторической архаики, ощущения потерянности современного человека пред ликом вечности и т. д. — т. е. всего, что в первую очередь увлекало писателя XX века, творившего уже в эпоху модернизма. Сходство, однако, имеется, и отыскивается оно в приемах письма, обращенных к весьма значимым для обоих художников образам животных. Их телесный состав описывается Буниным как принципиально коллажный и разнородный («кошачья змея», «лошадиные» ноги страусов и т. д.). В качестве параллели приводятся примеры из толстовского образного «словаря», продуктивно использованного в повести «Казаки», где типичные для романиста «люди природы» описываются как принципиальные этнографические гибриды, а риторика текста предполагает акцент на проблематическом единстве человека и животного. Делается вывод об объединяющей обоих художников стратегии описания бессмертного Всего, некой «общей» живой материи, расположенной по ту сторону «отдельности» как зоологического таксона, так и человеческого индивидуума.