Об авторе:
Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X
E-mail:
Аннотация:
События в романе З.Н. Гиппиус «Роман-царевич» разворачиваются в 1910-е гг. на территории загородных усадеб в разных частях России, а также в западноевропейском замке-даче вблизи Пиреней, где проживают в эмиграции русские революционеры. Открытие Гиппиус — в обнаружении в поле «усадебного топоса» смысла, восходящего к деятельности декабристов — дворянских революционеров первой четверти XIX в., зачастую крупных помещиков. «Усадебный топос» выступает в «Романе-царевиче» как топос русской религиозной революции в ряде локальных вариаций. Идейно-художественное кровообращение между тремя его локусами объединяет западноевропейский замок, напоминающий о просвещенческих корнях русской «усадебной культуры» с ее идеалом свободной личности, дворянскую усадьбу Золотого века, взрастившую первых в России апостолов религиозной революции (С.И. Муравьева-Апостола и др.), и эклектичную интеллигентско-помещичью усадьбу века Серебряного, чьи обитатели находятся под зло- вещей властью Антихриста от революции. При этом они сохраняют способность разорвать гибельный круг благодаря гетеротопической связи с двумя другими представленными в романе усадебными проекциями.