Об авторе:
Людмила Федоровна Луцевич — доктор филологических наук, профессор, Варшавский университет, ул. Краковское Предместье, д. 26/28, 00-927 г. Варшава, Польша.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6340-2598
E-mail:
Аннотация:
Мемуар, посвященный памяти Александра Блока, З.Н. Гиппиус озаглавила «Мой лунный друг. О Блоке» (1922). В этом названии внимание приковывает эпитет лунный, который нуждается в прояснении. Семантическую основу концепта луна составляет сложное переплетение предметной понятийности с мифической образностью и различными многовековыми культурными ассоциациями. В славянской мифологии луна издавна символизирует женское интуитивное начало. В эпоху Серебряного века актуализируются опыты метафорического, символистского соотнесения этого небесного светила с проблемами пола, религии, культуры. Автор статьи сосредоточивает внимание на двух значимых составляющих мемуарного текста Гиппиус: во-первых, на «лунных» коннотациях, присутствующих в творческом мышлении писательницы, и шире — в философском сознании Серебряного века; во-вторых, на центральном концепте мемуара — «потерянное дитя». Указанные составляющие обусловливают интенциальную направленность мемуарного образа Александра Блока, созданного Гиппиус. Ее представление о «лунном» в характере личности поэта обусловливается мистической «женскостью» с ее спиритуалистичностью, меланхоличностью, обманом возможностей, которые могут быть плодотворными для развития искусства, но которые в силу незрелости, «невзрослости», несостоятельности творческого «рацио» могут оказаться пагубными для «правильного» выбора художником модели общественного поведения.