Об авторе:
Анастасия Станиславовна Аристова — кандидат филологических наук, научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
В статье анализируется место «Записок из подполья» в христианской антропологии сербского богослова и религиозного мыслителя И. Поповича. Героя «Записок» он считает генеалогическим предшественником отрицательных персонажей Достоевского: Раскольникова, Кириллова, Великого инквизитора, Ивана Карамазова, которые развивают, испытывают и теоретически углубляют открытия подпольного героя, основные из которых: 1) сознание — это болезнь, человеческий рассудок слишком слаб и ограничен для постижения полных трагизма проблем мироздания; 2) человеческую индивидуальность обезличивают силы природы, науки, цивилизации, закономерным является бунт против них; 3) спасение индивидуальности человеческой личности в воле, «неограниченном хотенье». Антропологическое сходство всех отрицательных персонажей, по И. Поповичу, состоит в их «интеллектуальном родстве и интимных дружеских отношениях с диаволом», который есть «первый критик Божьего творения». Проникая в мысли человека, путем логически стройных доводов он убеждает его в рациональности и естественности греха и, используя ум человека как свой медиум, творит зло в этом мире, антигерои же, сами того не ведая, воплощают в своих словах и поступках не свою, а дьявольскую волю, превращая жизнь в дьяволодицею. Главное открытие Достоевского, по мысли И. Поповича, заключается в том, что он открыл «метод диавольской деятельности в сфере человеческой жизни», показав«метафизический корень зла, лежащий за пределами органов чувств человека». В статье также раскрывается влияние на антропологию И. Поповича святоотеческой литературы и трудов отца Павла Флоренского.