Об авторе:
Николя Од — преподаватель, Университет Лилля, 42 Rue Paul Duez, 59000, Lille, France.
E-mail:
Аннотация:
Статья изучает концептуальную метафору ≪подполья≫ в теории подражания Рене Жирара. Французский литературный критик и антрополог начал часто упоминать топографию ≪Записок из подполья≫ (1864) в своей первой книге ≪Ложь романтизма и правда романа≫ (1961), где он сформировал свои взгляды по поводу треугольного желания. Изучение рецепции Достоевского в творчестве Жирара позволяет подчеркнуть значимость художественных произведений в самом процессе теоретического мышления Жирара, несмотря на то, что его книги быстро вышли за рамки традиционного литературоведения. Древнегреческие трагедии и романы Достоевского дали Жирару возможность спорить с тезисами Зигмунда Фрейда, переформулировать модель эдипова комплекса и предложить новую иерархию между художественной литературой и теорией в гуманитарных науках. В монографии, посвященной Достоевскому Жираром в 1963 г., критик проявляет себя как романист, ибо он сочиняет биографическую легенду и превращает русского писателя в литературного героя, исцелившегося от романтических иллюзии по поводу желания.